Монастырь святого Орсо в Аосте

30.09.22

Истоки города Аосты, расположенного высоко в горах, на севере Италии, уходят в доисторическую эпоху. В древности это место было центром владений кельтского племени салассов, которые представляли собой реальную угрозу для римских легионов при их проходе через горные перевалы. Римлянам удалось сломить салассов только в 25 году до нашей эры. Будучи не в силах сопротивляться крупному римскому войску, окруженные салассы сдались... Отряды римских солдат захватили 8 тысяч мужчин салласов, способных носить оружие. И продали их в рабство с условием, что они могут быть освобождены не ранее чем через 20 лет... Кроме этого, жестокие римляне захватили ещё 36 тысяч женщин и детей салассов и продали их как военную добычу в Иврее... В результате этих событий салассы "были совершенно уничтожены" и их имя исчезло из истории... А в очищенной от местных жителей Аосте была основана Римская колония. Римляне построили здесь свой город...

Современная Аоста сохранила римскую планировку, в ней остались многочисленные памятники той эпохи, в том числе городские стены и башни, Римский театр и античные городские ворота Порта Претория, которые являлись восточным входом в римский город. Они датируются 25 годом до нашей эры и всё еще находятся в отличном состоянии...

В городе также сохранились здания Средневековья... И самым известным из них считается монастырь Святого Орсо. В течение первых веков раннего средневековья, христианская община Аосты использовала эту территорию, как место погребения. Ведь на ней совершались погребения еще в древнеримские и даже доримские времена, о чем свидетельствуют современные раскопки... Сегодня монастырь включает в себя древне-христианскую базилику Сан-Лоренцо, основанную в пятом веке, романскую обитель и старинную часовню с фресками...

Легенда гласит, что явившийся в Аосту из Ирландии святой Орсо поселился в месте за городской стеной, где раздавал беднякам деревянные башмаки сабо – по моде Северной Европы того времени... После смерти святого на том месте возникла церковь его имени. Эта церковь сохранилась до наших дней, правда в несколько перестроенном виде. Местный феодал, граф де Шаллан, нашел деревянную крышу церкви слишком старомодной, а фрески слишком простыми для своего "продвинутого" XV века. И он решил, что лучше пускай церковь будет без фресок, но в современном дизайне. К счастью, после того как под кровлей сделали потолок, часть фресок оказалась в образовавшемся чердачном помещении, и их не стали замазывать. Так до наших дней дошли фрагменты изначальной росписи храма, выполненные в раннехристианской манере с заметным древнеримским влиянием. Святой Иоанн, святой Андрей, сцена казни святого Павла… Сюжетов сохранилось немного, но они впечатляют, позволяя представить, как выглядел интерьер этого храма в одиннадцатом веке, тысячу лет назад...

В общей же архитектуре храма сохранились готические черты, барочный алтарь и Римская мозаика. Из нее на полу возле алтаря вокруг сцены терзания Самсона выложены орел, лев, дракон, сирена – аллегорические образы стихий неба, земли, огня и воды, состоящих друг по отношению к другу в бинарных оппозициях и образующих в своем "единстве и борьбе противоположностей" динамическую целостность мироздания. Эта идея жизни как борьбы космических начал – человека, зверя и стихий – выписана по кругу палиндромом – фразой-"перевертышем" читающейся одинаково в обоих направлениях: "ROTAS OPERA TENETA REPOSATOR" – "Колеса живут, пока вращаются"... Еще один символ бесконечности...

P.S.

А вы когда-нибудь слышали легенды о святом Орсо? Делитесь в комментариях!

Прослушать аудио