Окно Овертона

16.10.2019

"...Маленькими дозами впускайте яд в избранные сердца. Делайте это как бы невзначай, и вы скоро сами удивитесь полученным результатам" — эти слова итальянского масона Пикколо-Тигра дошли да нас с незапамятных времён.

В наш информационный век, когда технологический прогресс стал сутью и сердцевиной общества, в Европе и Америке все чаще сталкиваешься с тем, как, казалось бы устойчивые "моральные нормы" и высокие понятия о "вечных ценностях" начинают отходить здесь, как минимум, на второй план .

И начинаешь задумываться о том, что в наше сознание можно насадить, практически, любую идею.

Границы принятия таких идей описываются модным сейчас определением - ОКНО ОВЕРТОНА - трансформацией восприятия действительности, с помощью навязанного дискурса - обсуждения спорного вопроса и достигаются при помощи последовательных действий, состоящих из вполне четких шагов.

Что такое ОКНО ОВЕРТОНА?

Окно возможностей у человека? Весь мир в личное пользование? Или технология программирования? Стройная теория разрушения сознания?

Автор теории ОКНА ОВЕРТОНА Джозеф Овертон родился в 1960 году в Саут-Хейвене, штате Мичиган. Окончил высшую школу Герберта Генри Доу в Мидлэнде. Затем Мичиганский технический университет по электротехнике. В 1993 году он получил степень доктора юриспруденции.Работал старшим вице-президентом американского центра общественной политики Mackinac Center.

Погиб в авиакатастрофе, когда ему было 43 года.

Всеобщее признание Джозеф Овертон получил уже после смерти. Когда его модель поэтапного изменения общественного сознания, была названа " ОКНОМ ОВЕРТОНА"

С помощью этой модели Овертон предлагал оценивать суждения общественного мнения и степени его приемлемости.

Джофер Овертон раскрыл технологию и поведал всему миру, как поэтапно превращать совершенно чуждые, презираемые обществом идеи в общепринятые. Делать это изо дня в день методично, последовательно, шаг за шагом. И инструмент предложил использовать крайне простой и всем доступный – дискурс. В переводе с латинского — беготню взад-вперед, круговорот, беседу, болтовню.

Причем, принцип действия ОКНА ОВЕРТОНА – это не умение убедить нас совершить то или иное действие. Все гораздо глубже. Под его ударами рушатся, казалось бы, вечные цивилизационные ценности человечества. А следом за ними, параллельно трансформируются мораль и нравственность каждого из нас.

Самое поразительное в технологии применения ОКНА ОВЕРТОНА состоит в том, что мы об этом, в большинстве случаев, даже не догадываемся . Мы считаем, что вольны в своём выборе и, безусловно, свободны.

Технология ОКНА ОВЕРТОНА работает с нашим подсознанием. Деликатно и незаметно внедряя чуждые ему убеждения и идеалы. Подобным образом исподволь трансформирует мораль и нравственность. Следом меняет представления о дозволенном и нет. Одновременно сдвигает грань между допустимым и кощунственным. И этот перечень можно продолжать долго.

Согласно ОКНУ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОВЕРТОНА, для каждой идеи или проблемы в обществе существует так называемое ОКНО ВОЗМОЖНОСТЕЙ. В пределах этого ОКНА идею могут или не могут широко обсуждать, открыто поддерживать, пропагандировать, пытаться закрепить законодательно. ОКНО двигают, меняя тем самым веер возможностей, от стадии "немыслимое", то есть совершенно чуждое общественной морали, полностью отвергаемое до стадии "актуальная политика", то есть уже широко обсуждённое, принятое массовым сознанием и закреплённое в законах.

Как действует эта технология, можно проследить из явлений, которые еще меньше ста лет назад считались социально неприемлемыми, например педофилии и каннибализма.

Итак, 6 этапов ОКНА ОВЕРТОНА:

НЕМЫСЛИМОЕ

На первом этапе теории ОКНА ОВЕРТОНА средства массовой информации работают с нашей человеческой природой. Причём, с её не самыми лучшими проявлениями.

О многих базовых вещах общечеловеческой морали многим из нас даже не нужно лишний раз напоминать. Они с нами с самого рождения. Основные из них ёмко зафиксированы в библейских заповедях.

Идя от обратного, мы также хорошо знаем, что для нас является неприемлемым и даже немыслимым. Однако, о таких вещах стараемся не говорить вслух. Потому что в душе стыдимся этой самой чёрной стороны.

Но стыдно, оказывается, не всем. Поэтому однажды нам о тёмных сторонах человека дружно, словно очнувшись от сна, напоминают СМИ. И вот уже полились на наши головы истории о людоедах и педофилах.

Как это отвратительно - говорят нам. И мы соглашаемся. Ещё не осознавая, что мы уже на крючке и заинтересованно смотрим в то самое ОКНО ОВЕРТОНА.

РАДИКАЛЬНОЕ ИЛИ МОДНОЕ

Итак, нас уже ввели в тему, и мы согласились с этим. Дальше мы слепо идём за поводырями в лице СМИ. И это самый принципиальный момент в методичном и поэтапном массовом оболванивании.

Мы согласились.

Теперь настала пора второго этапа действия ОКНА ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОВЕРТОНА. И он представляется самым ответственным моментом во всей истории навязывания нам нужного тона и направления будущего дискурса.

На переходной стадии от первого ко второму этапу, людоедство умные люди уже назвали каннибализмом. Следом другие, не менее умные и продвинутые взялись его активно изучать. Соответственно, рассматривать чуть ли не под микроскопом каннибаллов и анализировать психологические аспекты явления. Мерзкого и постыдного для человечества, конечно.

Что было, то было, убеждают нас СМИ. Изучать поэтому надо. И вот уже СМИ тиражируют эти новости в своих изданиях.

Табу снято.

При этом педофилов начинают сравнивать с другими радикалами, например, неонацистами. Возникает градация серого. Педофилы страшны, но уже стали реальностью. Они уже часть общества. Главное на этом этапе – эвфемизм – нейтральное по смыслу и эмоциональной "нагрузке" слово - новый политкорректный термин: не людоеды, а "антропофаги", не педофилы, а "детолюбы".

СМИ обожают учёных, прогрессивных и смелых в суждениях. И вот на фоне скучных, по большому счету, ученых, наконец появляется яркая личность. Он объявляет каннибализм, как массовое явление, вполне возможным и обоснованным для того исторического периода.

К столь радикальному мнению тут же присоединяется хор сторонников. Мол, прежде чем осуждать каннибалов, сами походите недельку голодными. Вот тогда с вами и поговорим. Совсем скоро объявить себя каннибалом становится смелым и модным.

Параллельно с обсуждением возникает или дает о себе знать партия педофилов, как это было в Голландии.

ПРИЕМЛЕМОЕ

И вдруг однажды мы узнаем, что каннибализма то нет. И был ли он — спорный исторический момент. Зато было и есть вполне себе приемлемое явление – антропофагия. Приемлемое в прошлом, конечно, но не исключённое в будущем. Следом продвинутые политики уже бьют в колокола и предлагают закрепить этот термин законодательно. Таким образом оговорить в специальном законе детали "людоедства".

Так на этом этапе переформатирования нашего сознания явление есть, а его первоначальное значение напрочь забыто участниками дискурса.

Конечно, это правда, что антропофаги – это совсем не людоеды. Разве что, совсем чуть-чуть. Поскольку так утверждают СМИ. Одновременно сторонники идеи уже собираются на митинги и чего-то там требуют. В паре с ними учёные приходят к сенсационному открытию. Оказывается, желание поедать себе подобных заложено в самой человеческой природе. И нечего здесь стесняться.

Что же касается педофилов - " детолюбов", то здесь поднимается тема любви.

"Вы ведь любите своих детей, почему другие не могут любить ваших детей? А если эта любовь взаимная? Люди должны иметь право на счастье. Разумно ли им бороться за свои права? Конечно, да!"

В это время американские "ученые" признают педофилию нормой.

Все люди, несогласные с такими очевидными и научно обоснованными утверждениями предаются остракизму и высмеиваются в СМИ. Соответственно, они выставляются ретроградами, в лучшем случае. Или дураками, что работает на аудиторию намного эффективнее.

А кому хочется прослыть дураком? И многие из нас соглашаются, что наука знает о природе вещей гораздо больше и, в результате, разделяют мнение большинства.

РАЗУМНОЕ

"А вы знаете о том, что если не съедите вы, то непременно съедят вас? Так устроен мир."

Об этом ещё ярко и часто дискутируют умные люди в СМИ, но вывод однозначен. Разве разумно ждать, пока нас съест кто-то другой? Тем более, учёные достоверно установили, что кровь младенцев омолаживает организм и продлевает жизнь. Разумно ли отказываться от такой уникальной возможности — остаться молодым и здоровым?

Потом, это так смешно и забавно. Умильные сюжеты о неуклюжих и непосредственных любителях человечинки не сходят с экранов телевизоров. Они, дурашки, даже едят сами себя. Или заимствуют по кусочку друг у друга для первой пробы человеческого мяса. Или готовят торты в форме частей человеческого тела. И им это нравится.

И мы же видим и знаем как весело и непринужденно на тусовках антропофагов. По этой причине прогрессивная общественность уже не просит, а решительно требует узаконить антропофагию. Без сомнения находит в ней много разумного и полезного для нас.

Самые продвинутые члены тусовки активно объединяются в общество меньшинств антропофагов. Следом начинают со всех экранов жаловаться, как им нелегко живётся. Насколько общество нетерпимо к таким, как они. Прогрессивным, человеколюбивым, искренним и беззащитным.

А параллельно мы слушаем и смотрим интервью, откровения, ток-шоу на тему педофилии:

"А знаете ли вы, что такой-то писатель / музыкант / известный общественный деятель был педофилом? Нужно принимать человека таким, каков он есть. Вам же нравятся их произведения?"

И многие из нас слушают и соглашаются.

Ну да, нужно же дать "зелёный свет" антропофагам. Ведь всем очевидно, что от них никакого вреда. И лучше срочно принять закон. Чтобы нас самих, вместо торта, не съели однажды такие "безвредные" любители человеческой плоти.

ПОЛИТИКА И НОРМА

"Но сами мы, безусловно, себе подобных есть не собираемся! Это неприятно, наверное! Или нет?"

Нас давно и основательно приучают быть толерантными к чужим желаниям. Поэтому большинство из нас убеждают себя, что им всё равно, кто и что ест в этом мире. Они начинают думать, что это личное дело каждого.

Безусловно, каннибалы тоже люди.

Тем более, они теперь не сходят с телеэкранов и обязательно присутствуют в кассовом кино. Таким образом, ненавязчиво и мило скрашивают обыденность и серость жизни нормального человека.

Тем более, статистики выявили, что скрытых антропофилов на земле подавляющее большинство. "Ученые" тоже провели исследование по горячим следам. Само собой, они подтвердили столь невероятный, на первый взгляд, статистический факт.

И если мы оказываемся в меньшинстве со своим ограниченным сознанием, то уже можно серьёзно задуматься. Конечно, это еще не приговор, но становится уже неуютно. Мало ли что.

В то же время волонтёры и гуманисты убеждают сомневающихся, что человек обязан любить себе подобных любыми. И как бы это не звучало странно, но даже в сыром, варёном или жареном виде.

А например, в Норвегии, в это же самое время говорят:

"Слушайте, так много известных людей оказались “детолюбами”. Это вообще часть культуры! Зачем лишать людей права быть счастливыми? Давайте легализуем эти отношения, закрепив их законодательно!"

Само собой, что такая широта взглядов расширяет сознание, возвышает человеческий дух. В конце концов делает его несокрушимым для злых сил.

В борьбу с этими тёмными силами, препятствующими вселенской любви человека, активно вступает протестантская церковь:

"Мы, само собой, только "за". Ведь со злом надо бороться во всех его проявлениях!"

Жутко?

Но ведь именно так западный мир шел к легализации однополых браков. От недопустимого до законодательной нормы.

И этот путь продолжается хотя бы потому, что в Голландии действительно существует, правда уже на полулегальном положении, партия педофилов, а "ученые" из США действительно признали педофилию нормой.

Впрочем, и это еще не конец.

ЭФФЕКТ ДОСТИГНУТ

Вот так, шаг за шагом, и антропофилия, а не какая-то там антропофагия или каннибализм, могут стать нормой человеческого общежития.

Само собой, будет выпущен свод законов, гарантирующий право каждого свободного гражданина на поедание другого человека. Безусловно, будут некоторые разумные ограничения.

В результате никакого беспредела и крайностей не будет наблюдаться. Все будут есть друг друга аккуратно и в меру.

Одновременно всякий член общества, возражающий против прав антопофила, будет преследоваться законом и строго караться.

Ведь всем известно, что только человеконенавистники и умственно неполноценные могут выступать против. Это очевидно даже ребёнку.

И это лишь вопрос времени...

И уже есть новые темы, которые проходят первые стадии ОКНА ОВЕРТОНА. Проходят успешно и относительно невидимо для всех нас...

Например:

ПРОСТИТУЦИЯ

Эта профессия не зря названа древнейшей, и да, она была легализована в Европе и даже в царской России долгое время. Но образ проститутки никогда еще не был воспет, романтизирован и даже идеализирован в культуре. Никогда еще образ проститутки не был образом "Золушки", как в считающемся уже едва ли не классическом фильме "Красотка".

Если раньше и поднималась проблема проституции в произведениях литературы или кинематографа, то проститутка была обычно показана как жертва обстоятельств, результат порочности системы.

В наше время в кино уже романтизируется и гуманизируется образ добровольной проститутки. Той женщины, что сама выбрала для себя эту профессию. Они становятся главными героинями фильмов и сериалов.

Зарубежные – "Список клиентов", "Тайный дневник девушки по вызову", "Дневники Красной туфельки", "Молода и прекрасна" и отечественные – "Проклятый Рай", "Яма", "Тени Прошлого" и тд.

Причем это только те фильмы, где проститутка – главная героиня. А если расширить список до тех картин, где они играют второстепенную, но положительную роль, то для этого перечня просто не хватит места. И можно упомянуть только те, которые известны почти каждому россиянину хотя бы по афишам: "Глухарь", "Карпов", "Весной расцветает любовь", "Откройте, полиция!".

А бывшие порноактрисы Памела Андерсон и Саша Грей становятся популярными, играют в обычных фильмах, ездят с официальными визитами по миру и продают свои книги.

Превращение порноактрис в бренд, то есть, по сути, пропаганда порнографии ведущими СМИ – это то, что совсем недавно казалось немыслимым, но сегодня уже стало реальностью.

Следующий этап – это легализация проституции на законодательном уровне.

ИЗНАСИЛОВАНИЯ

Вспомните, как часто изнасилования упоминались в фильмах 50-х годов? Или же в произведениях 19-ого или 18-ого века? Может, в живописи?

Никто не говорит, что этого не случалось, но этому не было места в литературе, живописи или кинематографе.

Сейчас же тема изнасилования поднимается в фильмах, книгах, и не только как преступление, но и как даже некая игра, похвала красоте женщины, проявление любви со стороны мужчины.

Из английского языка к нам пришёл уже такой термин как "культура изнасилования", то есть культура общества, где изнасилование является нормой, хоть и официально карается законом.

Сегодня сексуальное насилие активно романтизируется в кино, в книгах, в музыке, в массовой культуре в целом. В популярных сегодня произведениях о вампирах, можно встретить сцены, в которых монстр кусает свою жертву.

Парадоксальность заключается в том, что сам монстр – это всё чаще положительный персонаж, а жертва получает удовольствие от насилия.

Последним массовым прорывом в данной теме стала известная книга, а за ней и фильм "50 Оттенков Серого", который уже получил огромную популярность благодаря масштабной рекламной кампании в СМИ.

В фильме, как и в книге рассказывается об отношениях юной девушки и садиста. Девушка ради любви к мужчине позволяет ему издеваться над собой, однако после понимает, что ей самой это нравится.

Вот так наглядно через СМИ и общественное мнение нам привносятся идеи нового мировоззрения.

Это кажется безумным и невероятным, но ведь еще недавно и за содомию сажали, а сейчас в Европе сажают тех, кто выступает против гомосексуальных браков.

ЕЩЁ ПРИМЕРЫ

В качестве аналогичных приемов расширения "ОКНА ОВЕРТОНА" в России можно напомнить два недавних информационных скандала – вопрос телеканала Дождь о возможности сдачи Ленинграда фашистам с целью предотвращения массовой гибели людей и сравнение Шендеровичем российской олимпийской чемпионки с офицером СС.

И ещё один пример:

В мировых информационных лентах появилось следующее сообщение:

"Предмет с названием "инцест" станет программным во всех начальных школах Норвегии. Об этом заявила министр детей и гендерного равноправия Норвегии Инга Марте Тхурдкильдсен по общенациональному ТВ Норвегии. За основу школьного предмета "инцест" взята программа, которая уже прошла апробацию в одной из школ провинции Вестфолла.

Министр считает, что все дети страны должны уже в начальной школе пройти соответствующее сексуальное обучение".

И главная задача, как чиновница ее понимает, – это взломать табу и немедленно ввести данный предмет во все младшие классы:

"В Норвегии существует социальная традиция – инцест и мы должны решиться говорить об этом с детьми первого класса", - считает министр.

Она также потребовала подготовить специалистов-преподавателей для уроков по инцесту в самое ближайшее время для всех школ Норвегии"

Это примеры очень похожих на первую стадию ОКНА ОВЕРТОНА случаев - попытки вывести тему из зоны табу и начать ее обсуждать.

И если только общество соглашается на этот первый шаг, остальные стадии уже запрограммированы.

Общество уже проиграло...

ПРОТИВОСТОЯНИЕ

Можно ли противостоять Окну Овертона?

И можно ли не становиться той массой, которая все принимает как должное?

Можно, если всегда оставаться самим собой, быть верным своим принципам, морали, знать ход истории человечества, анализировать высказывания экспертов.

Именно культура, нравы, обычаи и устои предков помогают обрести нам свою индивидуальность. Интеграция всего этого в современную жизнь помогает не отрываться от своего собственного наследия.

И никто не призывает слепо следовать давним традициям, а лишь помнить, хранить и уважать их.

Например, понятие ТОЛЕРАНТНОСТЬ использовать только как понятие ТЕРПИМОСТЬ. В противном случае необходимо защищать свои границы.

Вполне приемлемо выслушивать о европейских гей парадах, но отказываться принимать официальные гей браки в собственной культуре, где основным противоречием могут выступать культурно-христианские ценности и традиции славян.

Не стоит бояться быть плохим в глазах других людей.

Невозможно быть хорошим для всех.

Если общество идет к краю пропасти, не значит, что за ним правда. Опираясь на здравый смысл, можно проще различать границу между добром и злом и разрушать действие ОКНА ОВЕРТОНА

В жизни тяжелее всего оставаться самим собой.

ОКНО ОВЕРТОНА направлено именно на стимуляцию подсознательных основ нашей жизни. Это касается, прежде всего, вопроса нормальности.

Мы боимся показаться ненормальными в обществе, где нам активно навязывают гомосексуализм. Мы не решаемся возразить заведомо ложному утверждению, если оно поддерживается большинством. Все это не позволяет нам выйти за рамки "нормальности" в глазах других людей.

Быть для всех нормальным невозможно точно так же, как и быть для всех хорошим.

И если в обществе понятие ТОЛЕРАНТНОСТИ выходит за рамки здравого смысла, не предпочтительнее ли остаться со здравым смыслом, но БЕЗ ТОЛЕРАНТНОСТИ?

На мой взгляд, лучше всего об этом сказал сам Джозеф Овертон:

"НО ЛИЧНО ТЫ ОБЯЗАН ОСТАВАТЬСЯ ЧЕЛОВЕКОМ!

А ЧЕЛОВЕК СПОСОБЕН НАЙТИ РЕШЕНИЕ ЛЮБОЙ ПРОБЛЕМЫ!

И ЧТО НЕ СУМЕЕТ ОДИН - СДЕЛАЮТ ЛЮДИ, ОБЪЕДИНЁННЫЕ ОБЩЕЙ ИДЕЕЙ!"