Троице-Измайловский собор

15.04.2020

- Помните как мы с Вами гуляли по набережной Стрельны? - напомнил мне мой друг, - В тот день ещё была замечательная погода!?

- Конечно! - откликнулась я, - Мы тогда заехали в Троице-Измайловский собор! Увидели его красивые голубые купола с Московского проспекта и решили в него зайти!

- И нам очень повезло, что он был открыт! - с улыбкой подхватил мой приятель, - Ведь это было накануне первого дня карантина!

- Вы обещали мне рассказать об его истории! - вдруг вспомнила я, - Ведь тогда, внутри собора даже шепотом произнесенное нами слово эхом отдавалось под его высокими сводами! Поэтому мы совсем не могли говорить!

- У этого собора очень интересная история! - оживился мой приятель, - При его строительстве, архитектор Василий Стасов допустил ошибку в расчетах! И когда устанавливали барабан с куполом, 16 колонн под ним треснули, не выдержав нагрузки! Огромный купол пришлось снять!

- Стасов - это же тот самый архитектор, который построил Триумфальную Арку на пересечении Московского и Лиговского проспектов?! И что с ним сделали? - сочувственно произнесла я, - Отправили в ссылку?

- Удивительно, но он отделался легким испугом! - рассмеялся мой приятель, - Тогдашний император, Николай I всего лишь на день закрыл горе-математика на гауптвахте, а после отстранил от дел! Никаких раскаленных прутьев, розг и ссылки!

- И правда, очень странно! - заулыбалась я, -Такая невероятная мягкость! Хотя в сталинские времена за такое сразу могли бы расстрелять!

- Но это было только начало бед этого собора! - продолжал приятель, - Расхлебывать заварившуюся кашу пришлось другому архитектору! Для архитектурно-спасательных работ вызвали француза Петра Базена. И он целый год вносил в чертежи необходимые правки!

- После этого купол заново водрузили на его место? - заинтересовавшись, уточнила я.

- Да, но на его огромную звездную полусферу в 1834 году обрушилась буря! Ветер снес купол с постамента и начал гонять по ближайшим окрестностям!

- Ой! - ужаснулась я, представив огромный купол, с гулом катящийся по булыжной мостовой, - И что было после этого?

- Император повелел создать комиссию специалистов! Комиссия начала проверять архитектурные расчеты и нашла ошибки! Но их почему-то списали на неправильные вычисления первого архитектора - Стасова!

- И его опять наказали?

- Да, но на этот раз царь действовал "более сурово"! Приказал найти Стасова и снова отправил его на гауптвахту! Но уже не на сутки, а на пять!

- А что делал Базен в это время?

- Опять переделал расчеты! И через четыре месяца после этого "проклятый" купол подняли в третий раз и крепко закрепили!

- Ну слава богу! - обрадовалась я, - А почему этот купол покрасили в такой странный для православной церкви цвет - голубой? И почему на нем золотые звёзды?! Честно говоря, издали он очень напоминает мечеть!

- Купола у прежней деревянной церкви, на месте которой построили собор, были зелеными. Исторически зеленый был цветом Измайловского полка.

Но в августе 1831 года Николай I пожелал заменить "историческую" зеленую окраску на голубую с золотыми звездами - "как в Москве на Архангельском и в Твери на Тверском соборе!" Стасов получил резолюцию государя:

"Покрыть купола цветом светло-синим, как на воротниках мундиров Семеновского полка, и звезды сделать сплошь по всему куполу!"

- писал в ней Николай I.

- Очень странное желание! И все-таки, давайте вернёмся к тому, как вообще возникла идея построить этот красивый собор и почему его так назвали?

- Собор был построен по указу императора Николая I, для солдат и офицеров гвардейского Измайловского полка! Изначально это был полковой собор!

- Если я не ошибаюсь, Николай I когда-то командовал этим полком?! - вспомнила я учебник истории.

- Да, он был его шефом с 1800 года! Измайловский полк сыграл одну из важных ролей в истории государства российского! В войне 1812 года он в первых рядах участвовал в Бородинском сражении, дошел до самого Парижа и отмаршировал там праздничную кадриль! Представляете, как сложно приходилось приписанному к полку священнику! Тот возил за собой палаточную церковь со складным иконостасом и на каждом привале разворачивал ее для солдатских нужд, практически вытаскивая из рюкзака!

- И такое геройское поведение священника не осталось незамеченным?

- Да, Николай I решил отстроить для полка храм, достойный настоящих мужчин! Поэтому, вместо выстроенной по распоряжению Императрицы Елизаветы Петровны деревянной церкви, покосившейся после наводнения 1824 года император решил построить каменный храм!

Торжественная церемония закладки Свято-Троицкого Измайловского собора состоялась в день полкового праздника Пятидесятницы - 13 мая 1828 года.

Ни сам император, ни его супруга на ней не присутствовали: из-за войны с Турцией Николай I должен был сопровождать войска, а императрица Александра Федоровна путешествовала по югу страны.

На торжестве была только вдовствующая императрица Мария Федоровна с внуком, будущим императором Александром II. Она же и положила первый камень в основание нового храма и "приготовленные на сей случай нового чекана платиновые монеты".

После закладки старую деревянную церковь стали разбирать.

На строительство нового собора снарядили 204 каменщика, 30 каменотёсцев, 80 плотников, 24 топорщика, 12 кузнецов, 277 рабочих! И, разумеется, в строительстве принимали участие солдаты Измайловского полка!

В основание собора планировалось вбить 5 500 свай, однако из-за зыбкого грунта, на деле их число почти удвоили — до 9 000. Причиной был чрезвычайно слабый грунт. Фундамент выкладывали тосненской плитой - известняком, добытым по берегам Тосны, цоколь — целиком из гранита.

Центральный купол собора, тот самый, который наконец с трудом установили, стал вторым по величине в ту пору куполом из дерева в Европе — в ясные дни его видели, не доезжая 20 километров до города!

- Я прочитала на стенах внутри собора, что он считался самым большим в России того времени! И вмещал в себя более 3000 человек!

- Да! А его создатель, 65-летний архитектор Стасов, был награжден орденом Святого Станислава и денежной премией!

- А откуда взялись пушки вокруг собора?

- Пришедший затем к власти Александр II решил дополнить образ собора победной колонной, выстроенной из захваченных в сражениях с турками пушек, приукрасив все это фамилиями причастных лиц!

- А что было с этим собором в Советские времена? Он тоже пострадал от репрессий, как остальные храмы?

- Конечно! Вокруг него развернулась вполне обыденная советская история, когда под видом "революционных нужд", скопившееся в храме золото потекло по карманам бывших революционеров!

Известный декрет советской власти об отделении Церкви от государства превратил собор из полкового храма в обычную приходскую церковь. Полковое духовенство было упразднено, да и самого полка не стало: его казармы на многочисленных улицах-ротах заняла Красная Армия.

Начавшийся одновременно с Гражданской войной голод только подстегнул большевиков к расправе с Церковью, точнее, стал удобным поводом уничтожить ее как институт. Изъятие церковных ценностей объяснили необходимостью "помочь голодающим", хотя вполне очевидно, что эти деньги не дошли до самих голодающих!

В Троицкий собор "экспроприаторы" пришли 15 марта 1922 года. Районные власти появились на пороге храма как раз в тот момент, когда шла Божественная литургия. В тот день они ушли ни с чем, но уже через месяц райисполком заставил отца Михаила подписать соглашение о передаче церковных ценностей.

В губфин отдел увезли полный комплект золотых священных сосудов 1830-х гг. – дар к освящению храма; 86 серебряных риз, 2 венка, 2 лампады и 2 венца с драгоценными камнями.

Значительную часть ценностей храма прихожанам удалось откупить обратно: за месяц верующие собрали сотни серебряных предметов – ножи, вилки, ложки, кувшины и т.п. и внесли их в качестве выкупа. Таким образом они спасли от уничтожения 29 риз, все 14 Евангелий, все 9 крестов и 40 предметов церковной утвари. Всего из Троицкого собора с учетом выкупа было вывезено около 2 кг золота и 300 кг серебра.

Тем не менее, именно в сопротивлении декрету об изъятии церковных ценностей большевики обвинили митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина, арестованного 31 мая 1922 года.

Вместе с ним арестовали и ближайших к нему священнослужителей, в том числе заведующего митрополичьей канцелярией, настоятеля Троицкого собора протоиерея Михаила Чельцова. В спешке был сформирован процесс. На скамье подсудимых оказалось 86 человек. Отец Михаил, разделивший тюремную участь вместе со своим сыном Павлом, категорически отрицал какую-либо вину:

"Мне уже 52 года, мне смерть не может быть страшной! Жаль семерых детей, тяжело сознание, что умру невинным, но обвиненным!"

– сказал он в зале суда.

5 июля 1922 года был объявлен приговор: 10 человек, в том числе отца Михаила, приговорили к расстрелу, большую часть – к тюремному заключению или принудительным работам.

40 дней провел отец Михаил в камере смертников, в молитве, а по истечении этого срока он узнал о замене расстрела заключением. ВЦИК помиловал шестерых из приговоренных к сметной казни, а четверых, в том числе владыку Вениамина, расстреляли в ночь на 13 августа 1922 года.

В 1924 году часовню возле храма и вовсе переоборудовали под кафе, а потом и под пивной ларек. Так что воскресным утром сюда стояли очереди не с религиозными свечами, а с пустой тарой и побаливающей головой.

В 1925 году из собора вывезли знамена лейб-гвардии Измайловского полка, трофейные турецкие флаги и ключи от взятых турецких крепостей и городов – Карса, Баязета, Лемотика и др. В дальнейшем были расхищены и вмонтированные в стены мраморные доски с именами погибших офицеров-измайловцев.

В 1928 года решением районных властей под видом борьбы со "знаком имперского милитаризма" была демонтирована колонна - "Воинская Слава"! Варварская акция возмутила даже рабочих:

"Будущие поколения нас за поломки памятников назовут варварами, это факт!"

– писал в Смольный рабочий завода "Большевик" Иван Петров.

Но никакие протесты не помогли. В январе 1930 года колонну отправили на переплавку в Германию, а все трофейные орудия, окружавшие ее, уничтожили.

Решили большевики уничтожить и сам собор. В 1932 году Президиум Ленсовета постановил "стереть храм с лица Земли". На его месте хотели построить театр для рабочих района – из материалов, оставшихся от разрушенного здания. Городские власти были настроены решительно, но отчаявшиеся прихожане обратились во Всероссийский центральный исполнительный комитет. После многомесячного разбирательства ВЦИК все-таки оставил собор действующим. Правда, ненадолго.

Советское государство бросило вызов собственному народу:

"Собор останется стоять, если вы сможете его восстановить!"

И прихожане храма начали сбор денег на ремонт храма – здание к этому времени уже требовало замены проводки, кровельных работ, реставрации икон и т.д.

Работы силами прихожан продолжались около пяти лет...

Но на старинное здание у большевиков были свои планы...

В марте 1938 года храм официально был закрыт. Прихожане предприняли последнюю отчаянную попытку спасти собор: зная, что ни одного священника не осталось, утром 8 апреля они, тем не менее, открыли здание и заявили о готовности бороться. Вечером повторилось то же. А еще через два дня "зачинщик", председатель приходского совета Григорий Толоконцев, был арестован по обвинению в участии в контрреволюционной организации и расстрелян...

Весной 1939 года пустующее здание передали театру им. Ленсовета для организации декоративной мастерской.

За год до Великой Отечественной войны в Троицком-Измайловском соборе решили сделать крематорий. Такой проект одного из инженеров города лег на стол городского начальства. Но этому категорически воспротивились советские ученые, убедившие партийное руководство, что устраивать крематорий в центре города, и тем более в здании, являющемся памятником архитектуры, нецелесообразно.

И все-таки собору пришлось вплотную соприкоснуться с темой смерти: в годы блокады здание использовалось для хранения трупов умерших от голода ленинградцев. По воспоминаниям блокадников, храм почти целиком был заполнен телами мертвых. В подвалах устроили бомбоубежище, некоторое время там проживали бойцы располагавшейся неподалеку зенитной батареи.

Само здание Троицкого собора тоже пострадало от бомбежек. К концу 40-х годов храм представлял собой печальное зрелище!

Но не только фашистские снаряды внесли свою лепту в ужасающее состояние памятника: из-за неправильной эксплуатации здания были повреждены лепные и резные детали иконостаса, прорваны и запачканы оставшиеся образа, роспись в куполе местами осыпалась.

И долгие послевоенные годы советская власть использовала собор под неотапливаемые склады, постепенно приводя здание в упадок.

Такая ситуация продолжалась вплоть до 90-х годов. В прессе периодически появлялись публикации о хищениях, разрушениях, пожарах, которые устраивали в соборе подростки и бездомные.

- А когда же провели реконструкцию собора? Когда мы там были все в нем было так красиво и внутри и снаружи!?

- 5 июля 1990 г. более двадцати представителей интеллигенции Северной столицы обрались к епископу Ладожскому Арсению с просьбой благословить образование православной общины при соборе во имя Святой Троицы лейб-гвардии Измайловского полка:

"Мы сознаем свою ответственность перед лицом нашей Церкви и перед общественностью города за восстановление и реставрацию столь величественного храма…

Мы трезво обдумали и взвесили свои возможности. Среди нас квалифицированные специалисты: инженеры, экономисты, юристы, научные работники, художники, психологи, искусствоведы.

Мы твердо наметили посвятить свои силы делу восстановления храма, и мы уверены, что нам удастся осуществить это, не прибегая к финансовой помощи со стороны Ленинградского Епархиального управления… Подготовить храм для богослужения мы обязуемся в самые кратчайшие сроки"

- говорилось в письме.

Городские власти передали собор Ленинградской епархии и Приходской совет приступил к восстановительным работам.

По сути, общине передали лишь голые отсыревшие стены – отопление отсутствовало, подвалы были затоплены водой так, что можно было передвигаться на лодках. Первое время зимой литургия совершалась при минусовой температуре. У священнослужителей руки примерзали к сосудам.

Ремонтно-восстановительные работы начались с откачивания воды в подвалах, осушения помещений и остекления окон в храме.

В конце 1990-1991 г. был создан и полностью установлен временный иконостас. Из Музея истории религии храму передали иконы и церковную утварь. Многие иконы жертвовали прихожане.

В 1991 году, в праздник Вознесения Господня, собору была передана часовня во имя святого благоверного великого князя Александра Невского.

В 1996-1997 гг. была заменена кровля, отреставрирована гипсовая скульптура Архистратига Михаила в нише с западной стороны собора, отремонтированы баллюстрады, проведена реконструкция временного иконостаса в главном приделе.

А 1 октября 2005 года была торжественно открыта и освящена вновь воссозданная триумфальная колонна "Воинская Слава".

Кропотливую, планомерную работу по восстановлению собора прервал пожар 25 августа 2006 года. Во время богослужения, произошло возгорание на строительных лесах центрального купола. Почти одновременно загорелись строительные леса на северном куполе, вскоре огонь перекинулся на чердачные помещения.

Пожар стремительно разрастался, и вскоре его можно было наблюдать с расстояния 20-25 километров. Началось обрушение горящих оконных переплетов внутрь собора. Каменный свод центрального купола раскалился, и, казалось, он вот-вот обрушится.

С огнем было сложно справиться из-за высоты купола: ни одна пожарная лестница не могла достичь главного очага возгорания. Пришлось задействовать два вертолета Ми-8 Северо-Западного регионального центра МЧС, но на это ушло время… Проливка и разборка дымящихся конструкций продолжалась до утра.

- Сколько несчастий обрушилось на этот храм! - вздохнула я, - И на чьи деньги его восстанавливали после пожара? Опять на средства прихожан?

- Сразу же после ЧП был объявлен сбор денег на восстановление собора! Через месяц после пожара собор посетил Святейший Патриарх Алексий II. Он передал на восстановление храма 3 млн рублей. Были перечислены средства из Епархиального управления. Откликнулись и настоятели храмов Петербурга. И даже Папа Бенедикт XVI пожертвовал на восстановление собора 10 тысяч евро.

Свою лепту внесли и жители Петербурга. Уже в первые два месяца после пожара они собрали более 6 млн рублей.

И уже 27 мая 2008 года – в день основания Санкт-Петербурга – были открыты восстановленные и отреставрированные купола Свято-Троицкого собора.

А 9 октября 2008 года на главный купол собора был установлен крест. Этот 9-метровый крест стал точной копией своего предшественника, венчавшего храм с 1835 года и погибшего во время пожара.

В 2010 году были проведены масштабные работы по отделке фасадов собора. К этому времени было завершено продолжавшееся четыре года восстановление главного алтаря.

А в 2011 году по благословению Святейшего Патриарха Кирилла в собор была принесена святыня – частица мощей св. блж. Матроны Московской. Позднее рядом с мощами блаженной Матроны были помещены ковчежцы с частицами мощей святых благоверных Петра и Февронии Муромских и святых Учителей Вселенских Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

- Да, поставила перед ними свечи, - задумчиво произнесла я, - и ещё перед иконами Святой Живоначальной Троицы и Святой Ксении Петербургской!

- Икона Святой Живоначальной Троицы в этом соборе - это самая старинная икона в Петербурге! - добавил к своему рассказу мой приятель, - Ее возраст составляет свыше 600 лет. Она была создана в 1406 году! А икона святой Ксении Петербуржской - это ее самая первая икона! Она была написана с портрета, сделанного еще при ее жизни!

- Как хорошо, что мы успели зайти в этот красивый храм перед карантином! - вздохнула я, - И дай бог, чтобы карантин поскорее закончился!

- Все будет хорошо! - подбодрил меня мой приятель...