В страну Суоми

20.08.2019

"Перепутались слова,

просто помолчу пока.

Роем вьются мысли

о любви и жизни

и судьбе.

 

Ветер в небе рисовал

белой краской облака.

Мне сегодня больно,

я все время помню

о тебе.

 

Соберу осколки чувств

и приду в себя чуть-чуть.

Говорят что время

лечит непременно,

ну и пусть.

 

К небу подниму глаза,

мне бы все вернуть назад..."

Дмитрий Харатьян, песня из к/ф "Инфант"

Я встаю в 3 ч. утра, занимаюсь йогой, собираю чемодан, вызываю Яндекс- такси и пробираясь сквозь хмурое облачное и дождливое летнее питерское утро, еду на Финляндский вокзал.

Из Санкт-Петербурга в Хельсинки я добираюсь на скоростном поезде "Аллегро", который отправляется каждый день и следует через Выборг, Вайниккалу, Коуволу, Лахти, Тиккурилу, Пасилу.

Благодаря тому, что электропоезд "Аллегро" идёт на скорости 170—180 км/ч, а местами разгоняется до 220 км/ч, моя поездка до Хельсинки занимает всего 3,5 часа.

В пути, не выходя из вагона, я прохожу пограничный и таможенный контроль: по поезду по очереди проходят российские пограничники и таможенники, а сразу после пересечения границы — финские.

За окном вагона моросит мелкий дождь, косые капли дождя бьют по стеклу, а я смотрю в окно и силюсь уловить разницу в том, чем финские пейзажи отличаются от российских?! Мне кажется, что ничем.

Время пролетает очень быстро и вот я уже в Хельсинки, в городе, в котором я никогда до этого не была.

На перроне меня встречает Евгения – мой русский гид. Мы бредём к ее припаркованной неподалеку от вокзала машине и я с любопытством озираюсь вокруг. Первое, что бросается мне в глаза — яркая велостанция с большим количеством припаркованных на ней желтых велосипедов FILLARI. Мой отель где-то очень близко, но идти искать его одной, пешком, да ещё и с тяжелым 30-килограммовым чемоданом я побоялась.

На пороге отеля я прощаюсь с Евгенией, мы договариваемся встретиться завтра.

Устроившись в небольшом, но уютном угловом номере с огромными панорамными окнами вместо стен, я выхожу из отеля. Дождь закончился.

И, перейдя дорогу, я иду по выложенной брусчаткой широкой улице.

Но с каждым пройденным шагом, с каждой минутой все больше и больше я испытываю очень странное ощущение! Мной овладевает дежавю – чувство узнавания незнакомого! Я ясно понимаю, что я уже много раз была здесь, в этом городе, на этой улице, проходила мимо этих домов?!

К этому поразительному чувству примешиваются удивление, любопытство, тревога и возникает предвкушение чуда, иллюзия ясновидения, которая позволяет мне, обманув время, снова пережить прошлое!

Я ускоряю шаг, уже почти бегу по этой совершенно знакомой мне улице, среди знакомых мне домов, по пути заглядывая в знакомые, родные до боли мрачные дворы-колодцы!

Что это?!

И вдруг в моей памяти неожиданно взрывается название!

Название этих домов, этой улицы и этого города, имя, которое настойчиво кричит мне мое сознание: "Да это же Питер! Город холодного пасмурного очарования – Санкт- Петербург! Город, в котором я живу уже 13 лет и из которого уехала 4 часа назад! И вот-вот должны появиться Нева или каналы!"

Но почему?!

Я прохожу дальше, на другую улицу, такую же будто родную, совершенно питерскую улицу, сворачиваю ещё на одну, ещё и еще, и вдруг знакомые здания как будто расступаются передо мной, и я выхожу на огромную площадь, обрамленную величественными зданиями, такими знакомыми и незнакомыми одновременно.

В самом центре площади, на пьедестале из красного гранита стоит трехметровый бронзовый памятник.

Вот она разгадка!

Ответ на все мои бесконечные: "Почему? Почему так похожи два города на берегу Балтийского моря?" и "Как такое может быть?!"

Я подхожу ближе:

"Александр — Император и Самодержец Всероссийский, Великий Князь Финляндский".

И перед глазами у меня всплывают и переворачиваются в памяти страницы школьного учебника истории. Истории России:

"Российские войны 1808-1809 годов. Это противостояние было последним в ряду более десяти геополитических конфликтов между Россией и ее северным соседом и завершилось победой русских войск и потерей шведами Финляндии.

Причиной для начала войны стала вызывающая, по мнению императора Александра I, политика шведского короля Густава V. Последний отказался выполнить просьбу русского самодержца поддержать континентальную блокаду Англии и пошел на сближение с туманным Альбионом. Вскоре высказанные Густавом V намерения отвоевать вместе с Великобританией у Дании Норвегию стали реальным толчком для начала войны с Россией:

9 февраля 1808 года русская армия перешла шведскую границу и весной 1809 года шведская армия потерпела поражение в Финляндии. Аландские острова вместе с Финляндией перешли во владение России.

Итак, Финляндию присоединили к России: летом 1808 года, когда военные действия еще продолжались, Александр I уже подписал торжественный манифест "О присоединении Финляндии" и объявил себя, императора всероссийского, Великим Князем Финляндским.

До середины ХVI века Хельсинки, расположенный на изрезанном заливами и шхерами берегу Финского залива Балтийского моря и основанный в 1550 г. указу шведского короля Густава Васы, был небольшим провинциальным городом с деревянной застройкой. Финляндия входила в состав королевства Швеция, поэтому шведский же топоним Helsingfors долгое время оставался официальным именем города, перейдя потом и в русский как Гельсингфорс.

1808 году значительная часть города была повреждена сильным пожаром, уничтожившим 1/3 часть исторического ядра.

После присоединения Финляндии к России в 1809 г. город, разрушенный помимо пожара, русско-шведской войной, был заново отстроен по поручению императора Александра I по образцу Санкт- Петербурга. В качестве нового сердца города был отстроен монументальный центр в стиле ампир, с широкими красивыми улицами и бульварами, символизирующий власть Великого Князя и Императора".

Отсюда и такое абсолютное сходство между собой центральных частей городов Хельсинки и Санкт-Петербурга.

Итак:

ХЕЛЬСИНКИ  — ЭТО КУСОЧЕК ИДЕАЛЬНОГО РОССИЙСКОГО ГУБЕРНСКОГО ГОРОДА, ОСКОЛКА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, КОТОРЫЙ ПОСЛЕ 1917 ГОДА ПОШЁЛ ПО СВОЕМУ ПУТИ...