Что такое протестантизм?

03.09.2019

Рейсом Finnair из Хельсинки я лечу в Цюрих, и оттуда, на машине, за полтора часа я добираюсь до Берна.

Старинный центр Берна - очень компактный, а по меркам Москвы, так и вовсе просто крошечный. За короткий промежуток моего свободного времени, мы вместе с @irina _dobrodej успеваем прогуляться до одного из самых знаменитых мест Берна - Кафедрального собора Berner Münster.

Строительство этого самого высокого кафедрального собора Швейцарии, с высотой башни свыше 100 м, было растянуто на десятки лет.

Его начали строить в далеком 1421 году, на месте небольшой часовни, принадлежавшей рыцарям-тевтонцам.

Собор был освящен в честь раннехристианского великомученика Викентия Сарагосского, которого после многочисленных пыток сожгли на костре во времена императора Диоклетиана в IV в.

Главный портал собора, построенный в 1490-1500 г.г - удивительно красивый!

Он украшен барельефом из 234 разноцветных фигур. И эта композиция фигур изображает сцену Страшного суда из Ветхого Завета. Ад и Рай:

Нагие грешники располагаются слева, а одетые в белые одежды праведники — справа. В центре — женская фигура Юстиции, окруженная святыми и девами и Архангел Михаил с поднятым мечом.

Рядом скульптурные образы св. Марии и св. Винсента. Ниже расположены копии 47 больших готических статуй, оригиналы которых хранятся в Бернском Музее Истории. На углах здания химеры - огнедышащие чудовища с головой льва ,туловищем козы и хвостом в виде змеи.

Но базилика внутри этого замечательного собора кажется совсем пустой!?

И я недоуменно слушаю рассказ о том, что картины, скульптуры и даже алтарь, в 1528 году, во время протестантской Реформации, были вынесены наружу, изуродованы, разбиты и закопаны рядом с храмом! Их фрагменты сравнительно недавно обнаружили археологи.

Чудом сохранились только статуи под потолком и то, вероятно только потому, что до них трудно было добраться. Единственное, что осталось в неприкосновенности от первоначального вида храма – витражи и хоры.

После Реформации собор Мюнстер стал протестантским.

Но что же представляла собой Реформация - протестантская революция , которая несла с собой такое вандальское отношение к историческим ценностям?!

И что такое ПРОТЕСТАНТИЗМ, двигавший эту Реформацию и каким он стал в современном мире?!

Итак, очередное погружение в историю:

С ЧЕГО НАЧИНАЛСЯ ПРОТЕСТАНТИЗМ

ПРОТЕСТАНТИЗМ - одно из трех основных направлений в христианстве, возникший в XVI в. в ходе Реформации - никогда не был единым.

К его крупнейшим направлениям относятся ЛЮТЕРАНСТВО, КАЛЬВИНИЗМ И АНГЛИКАНСТВО, которые называют "классическим" протестантизмом первой волны Реформации.

Ма́ртин Лю́тер — христианский богослов, инициатор и вождь Реформации, по имени которого была названа новая конфессия - ЛЮТЕРАНСТВО, - впервые открыто выступил против католической церковной политики в 1517 году. Он публично и яростно осудил торговлю индульгенциями, а затем прибил на церковные двери 95 тезисов с изложением своей позиции.

Так, например, он не настаивал на общении христианской общины в помещении церкви, а ввел понятие частного жилища, где проходила христианская жизнь человека, как места, с успехом заменяющего церковь. Жилище стало почитаться святым местом, а глава семьи принимал на себя часть функций священника.

Это, конечно, не означало, что в церковь более никто не должен был ходить, но у церкви появилась альтернатива.

Соответственно, по мере того, как всё большая часть религиозной жизни протестанта протекала дома, а не в общине, стали постепенно исчезать все виды самоограничений - постов, которые накладывали на себя христиане.

Кстати сказать, в современном протестантизме, до сих пор постов практически нет не только у простых верующих, но и у монахов, которые отрицают саму идею САМООГРАНИЧЕНИЯ, как ненужную и непонятную глупость.

Основой протестантской веры становилось не воздержание, а семья.

Обет безбрачия монахов, Мартин Лютер также считал крайне вредным: сам он женился на бывшей католической монахине Катарине фон Бора, которая видела своим религиозным долгом заботиться о муже и посвящала этому всё своё время.

К слову говоря, сам Лютер, благодаря стараниям его жены, по воспоминаниям современников "был толстым, как пивная бочка". У немцев до сих пор сохранилась поговорка: "толстый как Лютер". А начинал он свою карьеру, как худенький католический монах...

В то время как католики, также как и православные, считали узы брака нерасторжимым союзом, освящённым Богом, Мартин Лютер ввёл понятие о браке, как о договоре между людьми.

Именно в первых положениях протестантизма была заложена основа для церковного развода.

И первым официальным церковным разводом считается развод английского короля Генриха VII в 1547 году.

Если брак - это всего лишь юридический договор, то почему самому королю невозможно этот договор расторгнуть? Ну, то что можно королю, со временем тем более стало доступно его грешным подданным.

И именно по инициативе короля Генриха VIII в 1529–1536 гг. английский парламент принял ряд документов, сформировавших независимую от Рима национальную церковь, с 1534 г. подчинённую королю.

Главным идеологом английской Реформации был архиепископ Кентерберийский Томас Кранмер. "Книга общественного богослужения" или "Книга общих молитв", изданная Томасом Кранмером в 1549 году, подвела идеологическую основу под второе крупное направление протестантизма - АНГЛИКАНСТВО.

И именно в этой книге, Кранмер определил новую основу протестантского брака:

Основой брака стала любовь к другому человеку.

По современным понятиям, это вроде как само собой разумеется. Но и в католичестве и в православии брак был союзом, скреплённым Богом, где любовь, конечно, подразумевалась, но не являлась его единственной основой.

Соответственно, сам брак был сугубо интимным делом, в которое не следовало вмешивать посторонних, кроме двоих супругов и Господа. Для протестантов же брак становился центром общественной жизни.

Следующей идеей Кранмера, также отраженной в "Книге молитв" было исчезновение идеи зависимости жён от мужей. Фраза из Библии - "Жена да убоится мужа..." отступила на второй план.

Спустя столетие, последователь Кранмера, известный пуританский богослов и общественный деятель Ричард Бакстер вывел формулу протестантского брака на несколько столетий вперёд. Эта формула основывалась на равноправии мужчины и женщины. Удачный брак стал считаться залогом спасения.

И начиная с тех пор, все современные либералы стали считать это огромным ДОСТИЖЕНИЕМ! По их мнению, равноправие мужчины и женщины - это идеал, который даже сегодня , ещё далёк от полного воплощения в жизнь. А православный лозунг "Жена да убоится мужа своего" - это просто дикое ретроградство.

Ведь любовь в браке - это же самое главное. Какой там Бог, который скрепляет какие-то там узы. Это всё - красивые, но пустые слова. Полюбил - женился или не женился, живет в гражданском браке, разлюбил - разбежались. Удобно, практично, быстро.

Третий крупный центр Реформации возник в Швейцарии в середине 1530-х гг., благодаря развитию реформационных идей, связанных с именем бывшего католического священника - Жана Кальвина и его деятельностью в Женеве.

Последователи Кальвина стали называться КАЛЬВИНИСТАМИ.

Жан Кальвин - рассматривал себя как пророка, призванного принести новую веру развращённому католичеством миру.

Основа КАЛЬВИНИЗМА - это доктрина о ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИИ. Согласно ей, спасение каждого человека предопределено Богом на момент его рождения, т.е. уже в момент рождения Бог предуготовил души одних людей для ада, а других - для Рая.

И что бы человек ни делал на протяжении свой жизни, какие бы дела - добрые или злые - он не творил, изменить Божье предопределение ему не дано. Отсюда, кстати, идёт понятие СУДЬБЫ, как чего-то такого, что изменить человеку не дано. Дескать, на роду у тебя написано погибнуть под колёсами поезда такого-то числа, такого-то года и чтобы ты не делал, это всё равно произойдёт.

В соответствии с этой концепцией предопределения, никакие пожертвования в храме, подаяние бедным, раздача своего состояния на общие нужды и вообще добрые дела ничего не дают для спасения души, т.к. она уже была спасена или уже погублена на момент рождения.

Предопределение разрешало важное идеологическое противоречие: как всемилостивый Бог может отправлять души людей в ад? В протестантизме Бога сдерживает только его собственная природа, а раз он заранее определил - кто избран, а кто отвержен, то ему не нужно впоследствии судить человека по делам его.

Но как человеку определить - избран он Богом или отвержен?

Кальвин говорил, что для этого существуют знаки, посылаемые человеку Богом. Надо только правильно их трактовать. И самый главный знак, который посылает человеку Бог, чтобы показать, избран он или отвергнут - это уровень его преуспевания в обществе, уровень его, БОГАТСТВА, в первую очередь. То есть, если человек богат, значит он избран Богом, а если беден - значит Богом отвергнут и будет после смерти водворён в ад, в геенну огненную.

И именно эта концепция перевернула в последствии всю Европу, подготовив пришествие капитализма как экономической доктрины протестантизма.

До этого времени, в католичестве труд считался унизительным, а богатство вера требовала раздать бедным. Деньги воспринимались в католичестве как персонифицированное зло и христианину было лучше удалиться от мира и уйти в монастырь. Богатство было почётным только тогда, когда оно направлялось на службу всему обществу.

Сходные идеи были заложены и в Православии. Однако в Православии эти идеи нестяжательства дополнены ключевой идеей СВОБОДЫ ВОЛИ человека. Самое главное состоит в том, что человек СВОБОДЕН в своём выборе между добром и злом, между спасением своей души и её гибелью. Он может творить в жизни добрые дела, в результате чего может спасти свою душу для вечной жизни, а может творить злые дела, обрекая себя на погибель.

Бог помогает человеку творить добро, но при этом всё равно оставляет ему свободу выбора. Это ключевое положение православной веры - человек сам кузнец своего спасения и своей судьбы. Собственно сама идея судьбы, как непреодолимого рока, отрицается в христианстве.

Что же касается идей протестантизма, то труд в них перестал быть проклятием, а стал благословением. И богатство - это главное свидетельство благосклонности Бога, а значит, надо посвятить всего себя его преумножению.

Разумеется, Кальвин не проповедовал добывание богатства любой ценой и беспринципными способами. Ранний капитализм развивался под эгидой строгого закона - подчинение законной власти являлось для протестанта высшей ценностью и ещё более строгих моральных норм, но сама идея богатства как смысла жизни неизбежно должна была в будущем привести к инфляции этих принципов и моральных норм, что впоследствии и произошло.

ВТОРАЯ ВОЛНА РЕФОРМАЦИИ

В Англии на престол взошёл Карл I. И его " нежелание идти на уступки" и "сложный характер" по описаниям современников , привели к тому , что к 1640 г в стране началась гражданская война, спровоцированная конфликтом короля с парламентом. Эта война, как все мы знаем из учебников истории, закончилась казнью Карла I в 1649 году.

После переворота в стране была установлена республика, протекторат Оливера Кромвеля, которая, правда, протянула всего несколько лет: с 1649 по 1653 гг.

Тем не менее в этот период, ревностный протестант Кромвель, известный своей крылатой фразой: "На бога надейся, но порох держи сухим!", успел распустить епископат, отменить цензуру и объявить многочисленные свободы.

И многие люди тогда, пользуясь моментом, занялись духовной самодеятельностью. То есть принялись по-своему интерпретировать слово Божие и объединяться в группы по интересам.

Иными словами в секты, о которых вкратце и пойдет речь.

Некоторые из этих групп возникли еще в начале XVII века и даже раньше, но в постреволюционный период пространство для религиозной деятельности временно расширилось, чем они и воспользовались.

Итак,

РАНТЕРЫ - ranters - болтуны - одно из ответвлений кальвинизма. Они уверяли, что ни один поступок не является грехом, пока ты сам не считаешь его таковым. То есть грех, на их взгляд, – был вопросом воображения. И если все делать с любовью к Господу в сердце, то никакой ты не грешник, а даже наоборот.

Как истинные кальвинисты, естественно, себя рантеры относили к избранным и были уверены, что их спасение предопределено, чтобы они не вытворяли. А раз всё уже предопределено, то можно ругаться, совокупляться, лгать, мошенничать, пьянствовать и т.д.

Ни в католичестве, ни, тем более, в православии такого никогда не было. В те времена в Европе в Бога ещё верили истово, но сама концепция появления этих " любителей наслаждений" в протестантизме, закладывала первую основу разложения общества. Основу сексуальной распущенности.

И хотя почва для настоящей "сексуальной революции" в Англии тогда ещё не созрела, и с восстановлением монархии рантеров прижала англиканская церковь, но именно тогда "ядовитые семена", уже были посеяны.

Следующая группа - БАПТИСТЫ - baptists dippers – те, кто погружается в воду. Они полагали, что обряд крещения - baptism - нужно проходить по достижении зрелости, когда человек уже способен делать осознанный выбор и принимать решения.

Однако в те времена такой подход у многих вызывал ужас. Ведь получалось, что в обществе будет много некрещеных детей, отроков и юношей, а это никуда не годилось.

Далее, СИКЕРЫ - seekers - ищущие.

Согласно их мнению, истина не лежит просто так на блюдечке: ее нужно найти. Поэтому они ходили от одной группы к другой, пытаясь отыскать правильный путь к Всевышнему.

Кто-то из них вообще полагал, что время для истинной веры еще не наступило и остается только ждать. В целом эти ребята были довольно безобидны: одни искали, другие ждали, при этом благочиния никто не нарушал и шума не поднимал.

А вот на ДИГГЕРОВ - diggers - копатели- представители элиты смотрели совсем другими глазами. Те утверждали, что Библия не дает добро на частную собственность и все имущество, особенно землю, нужно взять и поделить. Поэтому они вооружались лопатами и шли вскапывать общинные земли, призывая крестьян следовать их примеру. Эти товарищи даже собирались в коммуны. Но в итоге у них ничего не вышло, потому что коммунистические идеи на Западе приживаются плохо.

И, наконец, КВАКЕРЫ - quakers – трепещущие перед Богом. Тоже довольно любопытное явление.

Они были убеждены, что Божья искорка есть в равной степени в каждом человеке, независимо от его происхождения и положения в обществе. Иными словами, герцог и аббат – ничуть не лучше крестьянина. Квакеры подчеркнуто презирали сословную систему, что, конечно, вызывало приступы бешенства, как у светских, так и религиозных властей.

Примечательно, что искорка у последователей этого учения иногда разгоралась настолько ярко, что во время проповедей они частенько начинали куражиться и откровенно хулиганить. Кроме этого, "трепещущие" выступали за равенство полов, что в то время было совершенно шокирующей идеей.

Совершенно очевидно, что такой хаос быстро надоел тем, кто собирался управлять страной.

Поэтому вскоре свобода закончилась, и начался период протектората, 1653 – 1659г.г., после которого в Англии восстановили монархию.

КАК ПРОИСХОДИЛА ЭВОЛЮЦИЯ ПРОТЕСТАНТИЗМА И ПОРОЖДЁННОГО ИМ КАПИТАЛИЗМА?

Итак, одной из доминирующих идей протестантизма была идея равенства.

Но проблема была в том, что эта идея стала входить в противоречие с идеей эксплуатации других людей для получения прибыли.

Первые протестанты решали проблему просто: мы - ИЗБРАННЫЕ Богом - и можем спокойно эксплуатировать другую часть общества - ОТВЕРГНУТЫХ Богом и лишённых спасения - во имя служения Богу.

Но со временем, эта идея стала давать сбой, т.к. выяснилось, что число т.н. "избранных" - ничтожно мало, а число т.н. "отвергнутых" - очень велико, и они категорически не хотят, чтобы их эксплуатировали, тем более, что протестантизм потихоньку подтачивал всякие моральные ограничения и "отвергнутые" считали себя вправе применять любые меры воздействия к "избранным", тем более, что им всё равно терять уже нечего, т.к. они с рождения предопределены Богом в ад.

То есть дальнейшее увеличение эксплуатации своих "отверженных" становилось просто небезопасным.

Выход был найден: РАБОВЛАДЕНИЕ.

Рабы - это не люди, а живой капитал и к ним не применимы принципы равенства. То, что негры-рабы - потомки библейского Хама, который был проклят Богом за грех, известно всем.

Но, к сожалению, не все рабы были неграми. И тогда протестанты придумали идеологическую "отмазку".

Дескать, раб потому и раб, что он ленив, недостаточно усердно работает и научить его прилежанию можно только с помощью цепей и кнута.

На Барбадосе рабов даже клеймили религиозными лозунгами, например, выжигая у них на груди слово "Общество".

Но вечно это продолжаться не могло, ибо идеи равенства или "Божьего содружества", как это называл Ж.Кальвин, со временем стали распространяться не только на "отвергнутых", но и на рабов.

И первыми против рабства выступили квакеры. Они проповедовали благословенность прибыли, но считали, что равенство перед Богом превыше прибыли.

Квакерам удалось на время заткнуть рот, но через некоторое время их идеи поддержала методистская церковь - ещё одно ответвление протестантизма.

Борьба с рабством была построена как первая публичная компания, сочетавшая лоббирование на всех уровнях власти с демонстрациями, проповедями в церкви и другими методами давления.

И именно кальвинисты составили идеологическую основу гражданской войны в США в середине XIX века.

В конечном итоге идея равенства победила идею прибыли, и рабство было отменено, но главное противоречие протестантизма осталось: как же получать вожделенную прибыль, не эксплуатируя людей?!

ЧТО ПРОИСХОДИЛО ДАЛЬШЕ?!

Джон Уинтроп иммигрировал из Англии в Америку во времена гражданской войны, надеясь создать в Новом Свете христианскую утопию на основах кальвинизма.

Он считал своей божественной миссией сделать все земли Нового Света плодоносящими. Именно он основал город Бостон - город на холмах.

Его наследником стал более известный в России Бенджамин Франклин - один из лидеров гражданской войны в Америке и отец-основатель США. Он занимался книгопечатанием и издавал альманах "Бедный Ричард", где проповедовал свои базовые идеи - бережливость, усердие и экономию времени.

"Бери что можешь и держи то, что получил" - это основа новой деловой этики американцев. Накопление богатства и получение прибыли были основой американской идеи со времён Франклина. Со временем протестантизм породил ещё более агрессивную идею, которая приняла форму закона в Массачусетсе, где безделье было объявлено уголовным преступлением.

Сходные процессы, хотя в более умеренной форме, наблюдались под воздействием протестантизма и в Англии. Здесь нонконформисты - сторонники кальвинизма, составляя лишь 10% от всего населения, давали 40% всех успешных предпринимателей.

В Англии, в силу исторических причин извлечение прибыли традиционными методами, в первую очередь за счёт земледелия, было затруднено, т.к. земли принадлежали лордам, поэтому экономическая активность кальвинистов направилась в такие отрасли, как банковское дело, торговля, изготовление шоколада и металлургию. Этому способствовала ещё одна идея протестантов: работать должен не только человек, но и деньги, которые тоже должны непрерывно оборачиваться, принося новую прибыль.

Протестанты верили, что им придётся отчитываться перед Богом за каждое мгновение своей жизни, т.к. всё время принадлежит Богу. Отсюда появилась идея экономии времени, его рационального использования. Экономия времени была более важной для Бога, чем молитвы и обрядовая сторона.

Итак, идея экономии времени стала основой повышения производительности труда: то, что прежде можно было сделать за день, при условии тщательного распределения времени стало возможно сделать за полдня. Отсюда же произошла и идея РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА.

Впервые этот метод применил успешный предприниматель-протестант Веджвуд. Его мануфактура называлась "Этрурия". Он одним из первых стал применять машины: ветряные мельницы и примитивные паровые машины. Он же придумал и разделение труда, когда один человек лепил глиняный кувшин, другой - приделывал к нему ручки, третий - красил его, четвёртый - отвозил на склад, пятый - вёл учёт продукции и т.д.

Эта идея могла возникнуть только как производная от идеи экономии времени. Вслед за разделением труда появилась идея усовершенствования транспортных коммуникаций. Веджвуд стал строить каналы, по которым легко, быстро и дёшево было транспортировать продукцию его мануфактур к портам.

Но развивающаяся промышленная революция снова, уже на новом витке истории, вела к резкому усилению эксплуатации рабочих. Критики промышленного роста говорили, что рабам гораздо комфортней жилось на сельхозплантациях, чем рабочим на заводах второй половины XIX века.

Венцом этой антизаводской пропаганды стало произведение Уильяма Блейка "Фабрики сатаны", повествующее о тяжелейших условиях труда фабричных рабочих, об сверхэксплуатации женщин и детей, которые работали с 5 утра до 22 часов вечера, т.е. 15 часов.

В фабричном труде не было ничего божественного, о чём писал в своё время Кальвин, зато он порождал чудовищные трущобы, а те, в свою очередь, порождали падение нравов, разврат и моральную деградацию, а также рост недовольства и постоянную угрозу выступлений против "избранных", включая, вооружённые восстания.

"Евангелист" Майкл Томас Сэдлер выступил с идеей переосмысления ценности человеческой жизни и улучшения условий содержания рабочих. После его выступлений, а ещё больше после ряда антибуржуазных революций в Европе, в Англии с 1860 года началось медленное построение основ социального государства и, в частности, стал постепенно уменьшаться рабочий день на фабриках.

Возникает законный вопрос:

Но ведь экономия времени, повышение производительности труда, человеческое отношение к рабочим, филантропия, разделение труда, строительство каналов, бережливость и умеренность это хорошо?!

Может быть, правы те, кто говорит, что протестантизм - это лучшее из того, что придумало человечество?!

Да, всё начиналось вроде бы очень хорошо.

В идее экономии времени, повышении производительности труда, человеческом отношении к рабочим нет ничего плохого.

Плох мотив, который лежал в основе этих нововведений - ПОЛУЧЕНИЕ ПРИБЫЛИ, как желание подтвердить свою ИЗБРАННОСТЬ.

СЛЕДУЮЩИЙ ЭТАП УРБАНИЗАЦИИ

В конце XIX века началась промышленная революция. Мужчины всё больше времени вынуждены были проводить вне дома, а хранительницей домашнего очага оставались женщины.

И женщины захотели участвовать в общественной жизни.

Всё началось с походов женщин из среднего класса в рабочие кварталы для духовной поддержки нищим фабричным рабочим. Женщинам стало тесно сначала в стенах собственного дома, а потом и в рамках пресных походов в рабочие кварталы. Женщины стали рваться в политику и требовать право голоса.

Кроме этого стало расти количество работающих женщин, соответственно, стала таять и роль женщины, как домашнего ангела, а на удобрённой кальвинистскими идеями почве прорастали зёрна воинствующего равноправия.

Духовным лидером семьи у протестантов теперь считалась... женщина. Этому способствовали не только труды Бакстера, но и протестантское прочтение роли королевы как матери общества.

И уже в 30-х годах ХХ века, когда началась эмансипация женщин, английская писательница Вирджиния Вульф потребовала развенчать созданный в XVII веке образ женщины как матери и домашнего ангела.

И это была последовательная и по-своему очень логичная эволюция взглядов протестантов.

Казалось бы, какое это имеет отношение к доктрине протестантизма? На самом деле, имеет и самое непосредственное. Ведь в протестантизме выдвигалась в качестве доминирующей идеи, идея РАВЕНСТВА.

Кстати, ни в католичестве, ни в православии идеи равенства никогда не было даже в наше время, когда против равенства официально не спорят, но эту идею, по крайней мере, не выводят на первый план.

В протестантизме всё как раз наоборот. Раз все люди равны перед Богом, то естественным образом возникает мысль, что равны мужчина и женщина. Из этой идеи произошла ЭМАНСИПАЦИЯ.

Разные люди равны перед Богом независимо от способностей и духовного уровня, почему же они не равны в политических правах? Отсюда произошла ДЕМОКРАТИЯ.

Точно так же разные нации или расы равны перед Богом, почему же они не должны быть равны в правах? Отсюда произошёл АБОЛИЦИОНИЗМ - движение за отмену рабства и освобождение рабов.

Верующий и неверующий человек тоже равны перед Богом. Отсюда произошли идеи АТЕИЗМА и ВОИНСТВУЮЩЕГО БЕЗБОЖИЯ - общественной организации в СССР, которая боролась с религией и уничтожала храмы.

Антиклерикализм - социальное движение в Европе, направленное против религиозных организаций и отрицание греха - известными сторонниками которого были Вольтер и Лев Толстой - это тоже все оттуда.

Все эти течения пришли в мир из протестантских стран, причём, в первую очередь из стран, где доминировал КАЛЬВИНИЗМ.

С протестантских церквей началась и эмансипация ГОМОСЕКСУАЛИЗМА. Естественно, гомосексуализм стал бурно прогрессировать на волне всё тех же протестантских идей равенства, а также идеи отрицания греха.

Но только до сих пор и католики, и православные продолжают сопротивляться эмансипации гомосексуализма, а протестанты, проповедуя, по их словам, "по ОБНОВЛЁННОМУ Евангелию", не только регистрируют однополые браки, но даже возводят в сан иереев и архиереев сознательных гомосексуалистов, которые проповедуют эти идеи с амвона.

Стоит посмотреть транслируемый BBC, фрагмент проповеди женщины-епископа из англиканской церкви, которая говорит примерно следующее:

"В Библии не упомянуто ни одной гетеросексуальной семьи, у которой бы НЕ БЫЛО ПРОБЛЕМ...". И однозначный вывод: "а раз у всех гетеросексуальных семей в Библии сплошные проблемы, то следует обратиться к их "лучезарной" альтернативе - к гомосексуальным семьям, у которых, никаких проблем ни в Библии, ни, тем более, в жизни никогда не возникало!"

Собственно, вот чем закончилась протестантская революция: женщины-епископы читают проповеди и учат свою паству, что НОРМОЙ ЯВЛЯЕТСЯ ГОМОСЕКСУАЛИЗМ, а ГЕТЕРОСЕКСУАЛИЗМ - ЭТО ОТКЛОНЕНИЕ ОТ НОРМЫ!!!

Так концепция равенства, заложенная у истоков протестантизма, пришла к своему логическому завершению. А начиналось всё так хорошо...

Да, конечно, в протестантизме ещё сохраняются консервативные течения, например, евангелистская церковь, но они находятся там в явном меньшинстве, причём не просто меньшинстве, а меньшинстве гонимом.

И вся эта борьба остатков консерваторов внутри протестантизма за сохранение хоть каких-то канонов , ведёт к стремительному дроблению протестантской церкви на бесчисленные СЕКТЫ, которые в свою очередь тоже дробятся.

Кстати, идея дробления тоже заложена в самой исходной концепции протестантизма.

Да и сама ВЕРА уже считается в протестантских странах формой меньшинства и даже формой ДИСКРИМИНАЦИИ.

Наследники протестантизма - либеральные демократы - больше не нуждаются в церкви как таковой и теперь борются против неё, как против одного из социальных институтов, объявляя саму принадлежность человека к церкви, как дискриминацию.

Ну и совсем в заключение, можно привести цитату все того же BBC о протестантизме:

"ПРОТЕСТАНТЫ МЕЧТАЛИ НАПОЛНИТЬ БОГОМ ВСЁ ВОКРУГ, НО В РЕЗУЛЬТАТЕ ОНИ СОЗДАЛИ МИР, ГДЕ БОГА НЕТ НИГДЕ! ЕСЛИ БЫ ЛЮТЕР И КАЛЬВИН УВИДЕЛИ СОВРЕМЕННЫЙ МИР, ПОСТРОЕННЫЙ НА ОСНОВЕ ИХ ИДЕЙ, ОНИ БЫ СОДРОГНУЛИСЬ ОТ УЖАСА!".

ЧТО Ж, ЛУЧШЕ, УЖЕ НАВЕРНОЕ, И НЕ СКАЖЕШЬ...