Церкви Рима...

24.09.22

Церковь Санта-Мария-дель-Мираколи в Риме возвели в память о чуде, произошедшем в 1325 году. Легенда гласит, что некая женщина, уронила младенца в Тибр. Увидев на стене у реки образ Богоматери, несчастная принялась молиться. Ребёнка спасли... А в память о чудесном избавлении, неподалёку от этого места построили небольшую часовню... Но эта часовня на берегу Тибра то и дело страдала от наводнений. Поэтому, в 1661-м году Папа Александр 7-й распорядился выстроить вместо неё церковь Санта-Мария-дель-Мираколи... Строительство продлилось 14 лет...

А вдоль улицы Corso Vittorio, там где начинается улица Corso Rinascimento возвышается фасад одной из самых монументальных барочных римских церквей Сан-Андреа-делла-Валле. Ее легенда гласит, о том что церковь находится в месте, где древнеримская матрона Лючила нашла римского сотника Себастиана, после того как в него были выпущены более сотни стрел... Будущий святой мученник, был подвешен на гарпуне, под которым проходил канала Эврип... На этом месте еще в древности была поставлена маленькая капелла Святого Себастиана... А в конце XVI века здесь началось строительство новой великолепной церкви, построенной по канонам проходившей в те годы контрреформации. Новая церковь была посвящена Апостолу Андрею… Первый камень в ее фундамент был заложен в 1591 году...

Эта церковь известна ещё одной городской легендой: Так, когда на ней с одной стороны была установлена статуя Ангела с поднятым крылом, скульптора Эрколе Феррата, горожане стали критиковать... И тогда Папа Александр седьмой, увидев Ангела, сказал: "Если Феррата хочет установить здесь ещё одного, то пусть делает это за свой счёт!" Скульптор обиделся и вторую статую делать не стал...

Церковь Сан-Андреа-делла-Валле была расписана знаменитыми художниками Доменикино и Джованни Ланфранко. И именно в ней можно сравнить творчество этих двух великих героев искусства первой половины XVII века. Ведь эти художники выбрали совершенно разные пути и стили... Так, Доменикино расписывал по классической схеме, а Ланфранко выбрал путь, который позже будет исследован всеми великими мастерами барокко... Визуально заметить разницу в их стилях можно здесь, внутри базилики Сант-Андреа делла Валле – особенно любуясь необычным куполом, который стал образцом для последующих куполов той эпохи... Доменикино было заказано украсить купольные паруса, а Ланфранко – выполнить роспись купола... Купольные паруса Доменикино заполнил фигурами четырех евангелистов, стандартных сюжетов сакрального искусства. Это почти геометрические композиции, очень строгие и точные, в которых фигуры на самом деле обрамлены фальшивой архитектурой и хорошо изученной перспективой... А вот купол Ланфранко имеет совершенно иную природу. На нем небо, облака и фигуры движутся вместе, в кружащемся движении, завершающимся во Христе... Кажется, что фигуры и предметы в куполе церкви Сант-Андреа делла Валле, свободно летают и парят в воздухе...

Два разных стиля на таком маленьком пространстве и соперничество между Доменикино и Ланфранко, по-разному внесли свой вклад в превращение этого купола в один из самых красивых в Риме... Это было настоящее чудо, большое начало и ключ к тому, что мы сегодня называем стилем барокко...

P.S.

А вам нравится стиль барокко? Пишите в комментариях!

Прослушать аудио