Неаполь
20.01.2020
Шумный, живой, хаотичный и пестрый Неаполь называют одним из самых древних и харизматичных городов Италии. Это — настоящий калейдоскоп людей, культур и языков.
Он лежит на берегу синего-пресинего моря, под синим-пресиним южным небом и славится своей неповторимостью, жизнерадостностью и бесшабашностью. Считается, что тот, кто хоть раз увидел этот колоритный, легко узнаваемый на всех фотографиях город, уже никогда не сможет забыть его узкие шумные улицы, обшарпанные дома и развешанное прямо над головой бельё.
Но несмотря на это, самая главная отличительная черта этого города, возраст которого перехвалил за две тысячи с половиной лет — масса исторических артефактов: старые дворцы, три могучих крепости и бессчётное количество церквей.
Благодаря обилию исторических статуй и памятников Неаполь часто называют музеем под открытым небом.
Так, в окрестностях Неаполя находится один из древнейших и самых крупных римских амфитеатров. На арене этого амфитеатра - месте давних кровавых сражений, - выступал Спартак, и именно здесь началось знаменитое восстание рабов!
Историческая тема гладиаторов всегда привлекала мое внимание, ведь, в самом деле, бесстрашие и яркость жизни этих людей, несмотря на всю кровавость и жестокость их “профессии”, не могут не восхищать и не заинтриговывать!
В свое время этот древний римский амфитеатр, построенный даже раньше знаменитого Колизея и уступающий лишь ему одному в размерах, находился на территории римского поселения Капуя - знаменитого города с драматической и блестящей судьбой, соперничающего в своё время с самим Римом.
Он вмещал в себя до сорока тысяч римских граждан, пришедших посмотреть на смертельные представления, то есть по вместимости, его можно сравнить с крупнейшими современными стадионами России.
Солидные размеры амфитеатра впечатляют - 170 на 139 метров в длину и ширину; по высоте же этот амфитеатр был, ни больше ни меньше, с четырехэтажное здание. И все это при том, что строился он во времена, когда не было еще даже намека на современные строительные технологии, которые так упрощают жизнь в наши дни.
В древности арена амфитеатра служила для страшных и жестоких целей на страницах истории, утоляющих жестокую потребность людей в “хлебе и зрелищах”.
Всем нам известный мятежник и борец за свободу Спартак начинал свою гладиаторскую деятельность именно здесь, в этом амфитеатре, на потеху публике обагряя песок кровью умирающих рабов. Помните, знаменитый порочной красоты лозунг:
"Идущие на смерть приветствуют тебя!”, -
который произносил толпе и римской знати каждый воин, вышедший сражаться на арену, и который до сих пор обладает какой-то странной притягательностью и очарованием?!
И о том, как восстали рабы, предпочтя:
"Умереть стоя, но не жить на коленях"?!
Прошло больше 2000 лет, а Спартак не только не забыт, но уверенно входит в любой топ лучших представителей рода человеческого...
И просто поразительно, как хорошо сохранился фундамент этой арены: несмотря на то что некоторые кирпичи за многие годы рассыпались, римский бетон дошел до наших дней в неизменном виде.
А закатное солнце добавляет этому древнему строению драматизма и экспрессии ...
- Поверьте, в Неаполе, на самом деле, есть на что посмотреть, перебивает мои размышления о судьбах человечества голос гида, – несколько сотен древних церквей, впечатляющая природа, узкие улочки исторического центра и вид, открывающийся с вершины Везувия — все это стоит того, чтобы приехать в Неаполь и влюбиться в него навсегда! Давайте вернёмся в центр старого города!
- Ой! Что это???!!!- внезапно воскликнула я, когда мы припарковались перед центральной площадью. И показала рукой на два памятника прямо перед нами. - Да нет! Этого просто не может быть! - и я бегом побежала навстречу таким до боли знакомым и таким абсолютно родным двум бронзовым изваяниям, с громким криком:
- Это же знаменитые питерские памятники! Укротители коней Клодта с Аничкова моста на Невском проспекте, что переброшен через Фонтанку!!! НО КАК ОНИ МОГЛИ ЗДЕСЬ ОКАЗАТЬСЯ???!!!
- Да, это знаменитые скульптуры Клодта! - запыхавшаяся гид еле успевала за мной. - Они стоят у садовых ворот высокого кованного забора, которым обнесён Королевский дворец Неаполя. Не все знают, что эти скульптуры два года стояли на Аничковом мосту в Санкт - Петербурге, прежде чем переехать в Неаполь...
- Но КАК это произошло??!!!
- Великолепные бронзовые изваяния юношей с лошадьми "Конь с идущим юношей" и "Юноша, берущий коня под уздцы" были установлены на западном берегу Аничкова моста в Санкт-Петербурге в 1841 году. На другом берегу находились такие же композиции, фигуры которых были сделаны из гипса, покрашенного в тон бронзы. Они служили временным украшением. Их место должны были занять отлитые из бронзы оригиналы.
- Российский Император недолюбливал Клодта, но талант его признавал. Известна легенда о том, что Николай I сказал:
"Ну, Клодт, ты делаешь лошадей лучше, чем жеребец",
поэтому он не раз дарил его произведения европейским монархам.
И бронзовые скульптуры так и не добрались до восточного берега Фонтанки – прямиком из литейного цеха, едва остывшие бронзовые кони были отправлены в Берлин, так как Николай Первый подарил их прусскому монарху Фридриху Вильгельму IV. Так они и стоят там по сей день.
- Но при чем здесь Неаполь? И как ЭТИ кони попали сюда??!!
В 1844 восточные гипсовые скульптуры коней в Санкт-Петербурге, наконец, были заменены на бронзовые, но простояли там недолго! Через два года Николай I подарил их королю обеих Сицилий за гостеприимство, оказанное русской императрице во время путешествия по Италии.
Вот так в 1846 году эти кони оказались в Неаполе.
Король Фердинанд II Бурбон, увидев коней Клодта пришел в полный восторг. Петр Клодт был награжден Неаполитанским орденом.
Когда кони переехали в Неаполь, местные газеты вышли с заголовками:
"В Неаполе находится нынче три чуда: тело Спасителя, снятое со креста, покрытое прозрачной мраморной пеленой, Снятие Спасителя со Креста — картина Эспаньолетта, и бронзовые кони русского барона Клодта".
- Но как же тогда эти кони вновь оказались в Санкт-Петербурге и стоят там по сей день??!!
- Их отлили в третий раз! И таким образом, сегодня в Неаполе можно насладиться созерцанием оригиналов, сотворенных Клодтом, а на Фонтанке установлены их близнецы — более поздние варианты!
Эти неаполитанские кони хороши тем, что простояли на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге два года, пока их не отправили сюда. И они помнят Петербург и всех наших прапрадедушек и прапрабабушек...
- Ну да! Ещё немножко и, на самом деле, Вы своими рассказами заставите меня полюбить этот такой грязный, но такой интересный город!