Палаццо Комунале
11.11.22
В Палаццо Комунале – готическом здании XIII века в Кремоне – находится известная коллекция картин мастеров эпохи Возрождения XIV-XVII веков. Среди них, я увидела работы таких знаменитых итальянских художников как Стефано Ламбри – художника историка и портретиста, Бокаччо Бокаччино – жизнь и творчество которого были отображены в сочинении Джорджо Вазари "Жизнеописание знаменитых художников"; Бернардино Гатти, чаще всего писавшего эпизоды Жития Девы Марии и образы евангелистов; Франческо да Сантакроче, писавшего картины и запрестольные образы для церкви доминиканцев; Бенедетто Рускони, по прозвищу Диана, создавшего серию картин с изображением Богородицы и Мадонны с младенцем; Джованни Баттиста Тортироли – художника стиля маньеризм; и Томмазо де Алени, известного как "Иль Фадино", работы которого сегодня находятся во многих музеях мира. Одна из его картин – "Рождество" сегодня украшает мэрию города Кремона.
Но больше всего, в этом Палаццо мне запомнились картины Лавинии Фонтана – художницы позднего Возрождения, первой женщины Италии, творившей в тех же областях, что и её соперники-мужчины. При этом, она работала не только в жанре портрета, традиционного для художниц того времени, но также писала масштабные картины на религиозные и мифологические темы...
Лавиния появилась на свет в семье художника Просперо Фонтаны 24 августа 1552 года. Отец сыграл важную роль в жизни девочки. Именно он поощрял в ней интерес к живописи и позаботился о том, чтобы помимо рисования дочь получила блестящее образование. Фонтана играла на клавикордах и читала по-латыни... Отец приложил руку и к замужеству дочери. Он понимал, что в те времена, чтобы женщина могла работать публично, без прикрытия в виде аристократического двора или монастыря, и чтобы достичь почётного статуса, ей требовался муж… Поэтому, по настоянию отца, Лавиния вышла замуж за его ученика, которого звали Джан Паоло Заппи. Он согласился переехать в дом Просперо Фонтаны, чтобы не разбивать семью и позволить своей жене продолжать обучение под началом её отца...
В дальнейшем, в продвижении карьеры Лавинии как художницы, конкурирующей с мужчинами, сыграли роль её замужний статус, эрудиция, академическое образование и изначально скромные цены на работы. Многие ранние картины Лавинии Фонтаны были подарены или проданы по очень низким ценам. Эта рекламная стратегия, разработанная её отцом, имела успех. В 1584 году художница получила несколько крупных заказов от церкви. А к концу 1580-х годов её растущая репутация привлекла и более богатую клиентуру. Она стала выдающимся портретистом элиты итальянского общества...
В 1603 году Лавиния Фонтана вместе с мужем и 11-ю детьми переехала в Рим по приглашению Папы Климента VIII, который покровительствовал и даже позировал художнице. Ей оказывали многочисленные почести, например, в 1611 году скульптор Феличе Антонио Касони отлил профиль Фонтаны на бронзовом медальоне. За свои заслуги она даже была избрана в Академию святого Луки в Риме... В этом же городе Лавиния Фонтана скончалась 11 августа 1614 года за две недели до своего 62-летия...
P.S.
А вы когда-нибудь видели картины Лавинии Фонтана?!
Делитесь в комментариях!
Прослушать аудио