Прерванный полет

15.11.2019

Полет на самолете у многих из нас ассоциируются со всевозможными страхами, а уж когда что-то идёт не так, то мы впадаем в страхи еще больше!

Неделю назад я возвращалась из Женевы в Москву регулярным рейсом Аэрофлота.

Опаздывая на рейс, одной из последних прошла регистрацию, очередь досмотра, добежала до паспортного контроля и облегченно выдохнула только тогда, когда показав паспорт с посадочным талоном стюардессе, опустилась в кресло первого ряда бизнес-класса:

"Уфф! Слава богу! Успела!"

Рассеянно вполуха слушая инструкцию по безопасности, я торопилась написать в WhatsApp мужу, маме, дочерям и друзьям о том, что я уже в самолете.

Последнее: "Спасибо!" на пожелания о счастливом взлете и мягкой посадке я дописывала, когда самолёт уже начал разгоняться по взлетно-посадочной полосе, набирая скорость.

Нащупав пальцами кнопку на IPhone я уже хотела выключить телефон при взлёте самолёта, как вдруг сквозь шум двигателей прорезался ужасающий скрежет, визг и скрип и самолёт затрясло так, что я едва сумела удержать в руках телефон.

Самолёт не взлетел...

Вместо взлёта он нёсся на сумасшедшей скорости по дорожке, отчаянно пытаясь затормозить и подпрыгивая на каждой кочке. Из открывшихся верхних полок на меня посыпались вещи, а в отчаянии взглянув в иллюминатор, я увидела клубы дыма...

Будучи в полной уверенности, что самолёт вот-вот взорвется я успела подумать:

"Господи! Ну почему это случилось именно со мной?!!"

И в следующую секунду уже нажала на кнопку аудиовызова мужу в WhаtsApp:

"Самолёт не смог взлететь, у нас авария!" - прокричала я ему через визг и грохот.

- Ужас! - прошептал мне муж в ответ.

Я сбросила звонок и уже кричала дочери:

"Лиза! Мы не смогли взлететь! Не знаю, что теперь будет с самолетом!"

- Какой ужас! Ой! Бедная! - утешала меня дочь, как вдруг, грохот и визг стихли, а самолёт остановился!

Выглянув в иллюминатор я увидела несколько пожарных и аварийных машин, несущихся к самолету...

Стюардессы, отстегнувшись, кинулись успокаивать кричащих пассажиров:

"С нами все в порядке! Сейчас командир объявит что случилось! Не волнуйтесь!"

Но пассажиры, не слушая их, уже вскочили со своих мест и бежали по проходу к выходу из самолета:

"Выпустите нас! Откройте двери!

- С самолетом все в порядке! Сядьте по местам!

- Вы что, за лохов нас считаете? За идиотов?!! Мы видели, как дым валит из под колёс!!! Выпустите нас! - раздавалось со всех сторон!

Трясущимися пальцами, сидя на своём месте я писала сообщения друзьям и знакомым, получая слова поддержки в ответ...

И вдруг в динамике раздался голос командира корабля:

"Мы приносим свои извинения за прерванный полет и задержку вылета! Сейчас самолёт проверяют наземные службы! Это займёт как минимум час времени! Просим Вас занять свои места!"

Но пассажиры, притихнув на минуту, продолжали требовать выпустить их из самолета

Я вспомнила советы психологов о том, что в самолетах лучше сразу отвлечься от тревожных мыслей и постараться в этот момент заняться чем-то серьезным – например, набросать план завтрашнего дня и тд.

Вздохнув, я открыла в заметках на IPhone черновик моего будущего поста в соц сетях "Забытая Российская империя" и уже не обращая внимания на крики и возмущения вокруг, занялась его редактированием.

Через 2,5 ч командир корабля обьявил:

"Мы собираемся продолжить полет через 20 мин. С самолетом все в порядке! НАМ ПРОСТО НЕ РАЗРЕШИЛИ ВЗЛЕТЕТЬ ДИСПЕТЧЕРСКИЕ СЛУЖБЫ!"

И недовольные пассажиры прокомментировали в ответ со всех сторон:

"Большего бреда никогда не слышали!

Как можно так нагло врать!"

Но стюардессы пригрозили вызвать полицию тем, кто не хотел рассаживаться по своим местам и люди смирились, что им придётся лететь на этом, а не на другом самолете...

Я написала родным и друзьям о том, что мы опять будем взлетать, получила сочувственные ответы и пережила несколько не самых приятных минут страха и ожидания катастрофы при взлёте...

Через три часа наш самолёт благополучно приземлился в Шереметьево.

Вернувшись домой, я поняла, что все равно не смогу уснуть и открыла Google.

Меня занимал вопрос:

"А происходило ли что-то похожее на других рейсах?"

Оказалось, что да! И не один раз!

"Рейс самолета, который должен был вылететь из израильского международного аэропорта имени Бен-Гуриона в Салоники в воскресенье, 30 июня, отменили из-за отказа пассажиров оставаться на борту.

Инцидент произошел на борту самолета греческой авиакомпании Astra Airlines. На борту авиалайнера было 90 пассажиров:

"Как раз когда мы подумали, что самолет через секунду будет в воздухе, он внезапно остановился с визгом тормозов. Это было действительно страшно, особенно когда вы знаете, что у самолета проблемы. Затем внезапно мы увидели всевозможные машины "скорой" и полиции", – читала я рассказы пассажиров этого рейса.

"После внезапной остановки самолета члены экипажа пытались успокоить пассажиров:

"Была проблема с системой GPS в самолете, и процедура говорит о том, что нам нужно остановить полет", – сообщил член экипажа одному из пассажиров, добавив, что проблему с GPS можно устранить, просто перезагрузив бортовой компьютер. Однако опять придется ждать взлета, пока тормоза не охладятся после экстренной остановки.

Но пассажиры кричали на экипаж, требуя, чтобы им разрешили покинуть самолет:

"Мы не хотим умирать!Тормоза могут остывать еще две недели, насколько мы понимаем, мы хотим сойти с самолета!" - возмущались они.

И после того, как большинство пассажиров отказались оставаться на борту, рейс отменили. Авиакомпания Astra выпустила сообщение, в котором заявила, что безопасность пассажиров – "высшая ценность".

"К несчастью, этот самолет столкнулся с технической проблемой при взлете, и капитан решил остановить полет, чтобы выполнить техническую проверку", – резюмировали в компании.

В аэропорту Толмачёво экстренно прервал взлёт рейс S7 из Новосибирска в Москву — перед отрывом от земли сработала сигнализация разгерметизации.

Об этом в редакцию НГС сообщил пассажир рейса, попросивший об анонимности.

"Рейс S7 182 перед отрывом от земли выполнил экстренное торможение. В Толмачёво. Капитан извинился. Просто сидим в самолёте, двигатели заглушили. Нас отбуксировали обратно к аэропорту", — написал читатель, прислав фотографии из самолёта.

Рейс S7 182 должен был вылететь в Московский аэропорт Домодедово

Пассажиры рейса Симферополь-Петербург "ВИМ-Авиа" подали 200 жалоб в прокуратуру Крыма и Северо-Западную транспортную прокуратуру из-за задержки вылета.

"Наш рейс не просто задержали больше, чем на сутки, три раза самолёты этой компании ломались при взлёте" - объясняли возмущённые пассажиры:

"Разогнавшись на взлётной полосе, самолёт вдруг начал тормозить, а далее нам сообщили, что в связи с технической неисправностью лететь мы не можем и возвращаемся в аэропорт." писали пассажиры рейса Симферополь.

В аэропорт Кольцово экстренно вернулся самолёт "Уральских авиалиний", который направлялся в Санкт-Петербург. О случившемся Е1.RU сообщили пассажиры рейса U6-223:

"Мы прошли на посадку, самолет направился на взлетную полосу. Быстро набрав достаточную скорость и почти взлетев, он начал резко тормозить! Затем самолёт выполнил экстренное торможение и отрулил к стоянке. Было объявлено, что недостаточная материальная база на данном борту, приедут инженеры и решат, что дальше делать."

Пассажиров высадили и объявили о задержке рейса:

– При выполнении рейса U6-223 Екатеринбург – Санкт-Петербург в процессе разбега сработала индикация неисправности в системе управления одного из двигателей, – уточнили Е1.RU в пресс-службе "Уральских авиалиний". – Командир воздушного судна принял решение о возвращении на место стоянки для анализа и устранения неисправности. Приносим извинения пассажирам за временные неудобства и надеемся на понимание требований, связанных с обеспечением безопасности полетов.

Пилоты самолета Airbus A320 рейса № 029 авиакомпании "Аэрофлот" во время взлета из аэропорта Пулково в аэропорт Шереметьево резко прекратили набор скорости и остановили воздушное судно. Об этом "Фонтанке" сообщили пассажиры:

"Пилот объяснил случившееся пассажирам как команду диспетчера ввиду наличия на полосе постороннего предмета. Часть пассажиров, не справившись со страхом, отказались от полета — сошли с судна", — рассказали они.

Источник "Фонтанки" подтвердил эту информацию:

"После того как самолет вышел на взлетно-посадочную полосу, диспетчер организации воздушного движения увидел метку на локаторе обзора летного поля и сообщил об этом командиру воздушного судна. Пилот экстренно прекратил взлет. Самолет отогнали на место стоянки, чтобы остудить тормоза. Пассажиры в связи с последними событиями начали отказываться от полета. Из 124 человек 24 пассажира ушли с рейса. Остальные вылетели с задержкой.

ПРЕРВАННЫЙ ПОЛЕТ

Я спросила своего друга, закончившего в своё время Институт инженеров гражданской авиации и затем Академию гражданской авиации:

"Как ты думаешь, что случилось с нашим самолетом? Он мог потом взорваться?"

И он прочитал мне небольшую лекцию о том, что такое ВЗЛЕТ и что такое ЭКСТРЕННОЕ ТОРМОЖЕНИЕ:

Каждый полет начинается со ВЗЛЁТА.

НОРМАЛЬНЫЙ ВЗЛЁТ самолета состоит из этапов разбега по земле, отрыва, приобретения безопасной скорости полета и набора высоты.

Перед разбегом самолет выруливает на линию старта и пилот плавно увеличивает тягу двигателей до максимальной, переводя их на взлетный режим. Самолет удерживается на месте за счет торможения.

Затем колеса растормаживаются и начинается РАЗБЕГ. Большую часть разбега самолет совершает в стояночном положении. С увеличением скорости полета растут аэродинамические силы, увеличивается эффективность оперения, что позволяет поднять переднее колесо и увеличить угол атаки.

Самолет продолжает двигаться ускоренно по взлетной полосе, но уже на основных колесах. Скорость, а следовательно, и аэродинамические силы продолжают увеличиваться и самолет отрывается от земли достигая ТОЧКИ ВЗЛЕТА, в тот момент, когда подъемная сила преодолевает вес самолета. Скорость отрыва в этот момент достигает от 220 до 300 км/ч.

До прохождения ТОЧКИ ВЗЛЁТА, в случае аварийной ситуации самолета, пилот прерывает взлёт и производит ЭКСТРЕННОЕ ТОРМОЖЕНИЕ, используя все доступные средства снижения скорости:

Тормозные механизмы шасси, интерцепторы, воздушные тормоза, реверс тяги двигателей и тормозные парашюты.

При этом колеса самолете не катятся, а волочатся по полосе и, стираясь, горят и дымят.

Процедура ЭКСТРЕННОГО ТОРМОЖЕНИЯ САМОЛЕТА В МОМЕНТ ЕГО РАЗГОНА - ПРИМЕНЯЕТСЯ ТОЛЬКО В КРИТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЯХ: отказ нескольких двигателей, пожар на борту или неожиданное препятствие на взлетно-посадочной полосе.

И всем современным пилотам необходимо уметь не только разгоняться, но иногда еще и правильно тормозить, чтобы суметь прервать взлет, вместо того чтобы подняться в воздух:

"За декоративным лобовым стеклом движется черно-белая взлетная полоса — она бежит, ускоряется, и в этот момент первый пилот резко командует:

— Стоп. Малый газ!

— Малый газ, — повторяет бортинженер, сидящий чуть позади обоих пилотов.

— Отпускаем тормоза, — снова отдает приказ командир.

— Есть, — синхронно отвечают второй пилот и бортинженер.

— Стояночный тормоз!

— Стояночный тормоз есть.

— 734-й, отлично, все по инструкции, — доносится по рации голос оператора.

Так, на тренажере УТЦ-22 — Учебно-тренировочного центра в подмосковном Быкове — проходят симуляции ситуации ПРЕРВАННОГО ВЗЛЁТА ."

Но иногда то, что получается на тренажере, не получается в реальной жизни.

Например, как в случае с самолетом "Эйр Астаны" 10.12.2017, когда самолет набрал высокую скорость, пропустил съезд на исполнительную полосу и не смог быстро затормозить:

"Самолет набрал скорость, и по свидетельству пассажиров, она была настолько высокой, что многие восприняли это как взлет.

В конечном итоге, самолет излишне разогнался и пропустил съезд на исполнительную полосу. Поняв, что до конца полосы совсем немного, экипаж начал торможение, но слишком высокая скорость и огромная инерция заправленного под завязку борта весом в триста тонн не позволила сделать это быстро. Экипаж принял решение включить реверс и, в конечном итоге, съехал с полосы.

В аэропорту быстро развернули спасательную операцию, на место ЧП прибыли все экстренные службы, пассажиров рейса вывезли в здание аэропорта. Что касается самолета, то его вытащили из грунта и отогнали в ангар, где обнаружили, что повреждены оба двигателя, требуют замены 6 лопаток и тд"

ПРЕРВАННЫЙ ВЗЛЁТ - это очень непросто!

Непросто именно потому, что при разбеге самолета существует ТОЧКА ВЗЛЁТА - точка невозврата, после которой остановиться уже нельзя, надо взлететь, сделать круг и зайти на посадку.

На тренажере пилоты "тормозят" до этой самой точки невозврата, но в реальной жизни так получается не всегда:

Как например, на печально известном всем нам Як-42, где 07.09.11 в катастрофе в аэропорту Ярославля погибла хоккейная команда местного "Локомотива":

"Как было установлено расследованием, командир экипажа на разгоне непроизвольно затормозил самолет, поставив ступни на педали, а когда стал тянуть на себя штурвал, пытаясь оторвать тяжелую машину от земли, и вовсе уперся в них ногами что было силы".

Или как при катастрофе Boeing 737 22 августа 1985 года в аэропорту Манчестера, где Boeing 737-236 Advanced авиакомпании British Airtours совершал рейс KT28M по маршруту Манчестер—Керкира, но во время разгона по взлётной полосе прервал взлёт из-за технических неполадок.

После остановки возник сильнейший пожар двигателя №1, охвативший хвостовую часть самолёта и унёсший жизни 55 человек.

P.S.

КАТАСТРОФА — ЭТО ВСЕГДА НЕУДАЧНОЕ СТЕЧЕНИЕ НЕСКОЛЬКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, СРЕДИ КОТОРЫХ ЕСТЬ КАК ТЕХНИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ТАК И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ.

И МНЕ ОЧЕНЬ ПОВЕЗЛО, ЧТО НА ЭТОТ РАЗ ВСЕ ЭТИ ФАКТОРЫ НЕ СОВПАЛИ И ПИЛОТЫ СПРАВИЛИСЬ С ЭКСТРЕННЫМ ТОРМОЖЕНИЕМ!